В Абхазии

Спасая жизни: история ветерана Великой войны Клавдии Пуховой из Гагры

Жительница села Багрыпста Гагрского района Клавдия Пухова всю Великую Отечественную войну проработала медиком в одном из госпиталей Твери.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
О том, как Клавдию Пухову закалил колхоз, каким было ее детство и через что ей и ее семье пришлось пройти во время войны, как сложилась ее послевоенная судьба и как она оказалась в Абхазии, читайте в материале корреспондента Sputnik Бадри Есиава.

Детство и война

Клавдии Пуховой 98 лет. Она родилась 19 декабря 1926 года в деревне Колмаково Калининской (ныне Тверской) области в семье простых крестьян. Несмотря на преклонный возраст, Пухова хорошо помнит все, что происходило в ее жизни с самого раннего детства. Особенно ярко в ее памяти сохранились события во время Великой войны.
"Мои родители были колхозниками, и я буквально с шести лет тоже работала. Они уходили рано и давали мне задания. Все хозяйство было на мне, пока они отсутствовали. Нас в семье было четыре сестры, я была самой старшей. Параллельно приходилось ухаживать и за ними", – поделилась она.
Судя по рассказу пенсионерки, в детстве она была довольно шустрым и упрямым ребенком. Решила как-то маленькая Клавдия пойти в школу и пошла вместе с соседским мальчиком, никого не спросив.
Неладное родители заподозрили лишь спустя неделю. Каждое утро Клавдия куда-то уходила и возвращалась к обеду. Их соседу Ване, с которым она сбегала в школу, пришлось все выложить начистоту. Удивительно, но учителя совершенно не были против того, чтобы Клавдия посещала уроки. Напротив, они попросили родителей позволить ей учиться дальше.
В Абхазии
Абхазия в Великой Отечественной войне
Шли годы. В 13 лет Клавдия стала работать в колхозе. Просыпалась она в четыре утра, чтобы успеть затопить печь, приготовить еду сестрам, накормить домашнюю живность и выполнить другие разные дела по дому.
"В колхозе мы делали все. И лен пололи, и воду таскали, и сено косили. Вот смотрите, даже шрам от серпа остался на моем пальце", – вспомнила Пухова.
Так как Клавдия Пухова пошла в школу на год раньше сверстников, в медицинский техникум тоже она поступила раньше на год.
Вскоре началась война. Пуховой тогда еще не исполнилось и 16 лет. Беззаботная в сравнении с мирным временем жизнь быстро закончилась и началась взрослая, тяжелая и страшная пора.
Ветеран ВОВ Клавдия Пухова
Все здания училищ и техникумов определили под госпитали. Учить теорию у молодых студентов времени уже почти не было. Все познавалось на практике.
"Когда приходил санитарный поезд, нас всех снимали с учебы, мы его встречали. Представьте, мы еще такие юные. Хорошо, что я в колхозе тогда силу набрала, чтобы вдвоем таскать носилки с ранеными. Откуда силы были, я удивляюсь", – рассказала Пухова.
Пенсионерка призналась, что во время приема первых раненых она не растерялась и была морально к этому готова.
Медикаментов и расходных материалов, конечно же, не хватало. Вместо бинтов приходилось использовать порванные на куски простыни. На третьем курсе студенты уже стали подменять врачей.
Трудились они с раннего утра и до поздней ночи в сложных условиях – света не было. Как и многие ее коллеги, Пухова возвращалась после работы в свою холодную комнату, где ее никто не ждал.
"Света не было естественно. В квартире зимой было очень холодно. Я затапливала печку, ставила на нее чугунок и варила в нем картошку, но она не успевала довариться. Ела ее полусырой. Кстати говоря, я с тех пор так и ем картошку. Потом ставила валенки перед печкой, накрывалась пальто и засыпала", – поделилась она и добавила, что к концу войны ее повысили до фельдшера.
Участниками войны также были родители Клавдии Пуховой. Мать копала окопы, а отец возил на лошадях боеприпасы на фронт. Однажды повозка наехала на мину. Взрывной волной Ивана Петрова отбросило на обочину, и он на некоторое время потерял сознание. За этот инцидент его едва не расстреляли, но он сумел доказать, что ничего не выдумывает и ни в чем не виноват.
Петров был среди тех, кто освобождал Берлин, но домой смог вернуться лишь после разгрома фашисткой Японии, в ноябре 1945 года.

День Победы и переезд в Абхазию

С улыбкой на лице Клавдия Пухова вспоминает 9 мая 1945 года. По ее словам, радость от новости, что долгожданная победа наконец завоевана, была безграничной.
"Это было в воскресенье. Мы были в Пскове на государственной практике. Вдруг по радио объявляют – конец войне. По сей день помню голос диктора. У нас стояли железные кровати с пружинистой сеткой, и мы на них прыгали от счастья, как на батуте", – поделилась Пухова.
Псков по завершении войны был разрушен бомбардировками, от зданий остались лишь печные трубы, продолжает рассказ Пухова. Госпиталь, в котором она проходила практику, чудом уцелел. Туда свозили всех раненых, в том числе тех, кто подрывался на оставшихся после боевых действий минах.
Радио
Взаимный интерес: об исторической памяти и отношении ко Дню Победы в Абхазии и России
Трудовой стаж у Клавдии Пуховой более 70 лет. Спустя несколько лет после победы она перевелась в медкомиссию одного из военкоматов, где познакомилась со своим будущим супругом, фельдшером Львом Пуховым. В 1955 году они поженились, и у них родились два сына.
Они переезжают в Североморск и начинают работать в главном госпитале Северного флота. Пухова стала старшей медсестрой и отдала этому делу 35 лет жизни.
По словам Пуховой, жизнь шла своим чередом, и все было довольно-таки неплохо, но с мужем она рассталась, а главная беда ее ждала впереди. В автокатастрофе погиб ее старший сын. Эту утрату Клавдия Пухова пережила очень тяжело.
После развода в начале 1980-х годов она приехала в Абхазию навестить брата, который проживал в поселке Гантиади (ныне Цандрыпш) Гагрского района. Республика настолько ей понравилась, что она решила остаться навсегда.
"Я здесь уже почти 40 лет и ни о чем не жалею. Я здесь счастлива", – призналась пенсионерка.
Почти сразу после переезда в Абхазию Клавдия Пухова устроилась на работу медсестрой в дом-отдыха "Солнечный". На пенсию ушла в 2017 году.
В своей двушке Пухова живет одна. Сын редко приезжает в Абхазию, так как не любит жаркий климат. Раз в год ее навещает невестка. Одинокую пенсионерку не оставляют без внимания и заботы соседи, которые ей во всем помогают и поддерживают. Пухова настолько им доверяет, что на всякий случай передала им ключи от своей квартиры.
Ветеран Великой Отечественной войны Клавдия Пухова сетует только на плохое зрение и слух. Невзирая на преклонный возраст, держится она стойко. Прощаясь, она даже проводила нас до улицы, спустившись по лестнице со второго этажа с тростью в руке.