16:46 30 Ноября 2020
Прямой эфир
  • USD76.20
  • EUR91.20
Аналитика
Получить короткую ссылку
108492

Более полутора веков Сухумский маяк служит ориентиром для морских судов, курсирующих у берегов Сухумской бухты. Корреспондент Sputnik Астанда Ардзинба осмотрела навигационное сооружение конструктора Эрнеста Гуэна.

Астанда Ардзинба, Sputnik

Сухумский маяк расположен в западной части города, на мысе, который клином врезается в Черное море. Сегодня, когда все современные суда оснащены спутниковой навигацией, сухумский маяк является больше достопримечательностью города, нежели сигнальным сооружением.

Маяк по-Маяковски 

"Летом 1901 года, будучи в Сухуме на летних каникулах, сухумский маяк посетил Владимир Маяковский. Он был настолько восхищен маяком, что впоследствии взял псевдоним от слова "маяк" — Маяковский". Так гласит приписка от руки, сделанная неизвестным автором на старинных протоколах, которые хранятся в архиве гидрофизического института Абхазии. Автор наверняка не знал, что Маяковский — это настоящая фамилия русского поэта. Он родился в селе Багдади Кутаисской губернии в Грузии в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского.

  • Отчет о состоянии Маяка.
    Отчет о состоянии Маяка.
  • Отчет о состоянии Маяка.
    Отчет о состоянии Маяка.
  • Отчет о состоянии Маяка.
    Отчет о состоянии Маяка.
  • Отчет о состоянии Маяка.
    Отчет о состоянии Маяка.
1 / 4
Отчет о состоянии Маяка.

Тем не менее городская легенда имеет под собой основание. Маяковский действительно посещал Сухум и взбирался на башню маяка. Правда и то, что сооружение произвело на него сильное впечатление, впоследствии он написал для детей книжку "Эта книжечка моя про моря и про маяк". Об этом пишет в своих воспоминаниях мать поэта Александра Маяковская.

"Мы доехали до Батума поездом, а оттуда в Сухум – пароходом. Это путешествие доставило всем большое удовольствие, особенно впечатлительному и любознательному Володе. Он был одет в матросский костюм, оживленно разговаривал с пассажирами, капитаном, матросами. Мы не могли уследить за ним, так быстро он бегал по пароходу. Ему хотелось все увидеть, все осмотреть", — отметила Маяковская.

Она написала, что в тот приезд они с сыном много гуляли и осматривали город, особенно им запомнилось посещение маяка.

"Володю заинтересовал маяк. Ему объяснили устройство и назначение маяка: он далеко светит и указывает путь морякам. Сам он с детства мечтал жить так, чтобы своими делами освещать людям путь к светлому будущему", — говорится в воспоминаниях матери поэта.

Старший брат Эйфелевой башни 

Сухумский маяк родом из Франции, он был сконструирован инженером Эрнестом Гуэном, одним из создателей Эйфелевой башни, по заказу Департамента навигации военно-морского флота Российской империи. В 1861 году навигационное сооружение было привезено в Сухум, его по частям собрали за 150 дней. С тех пор более полутора веков сухумский маяк служит ориентиром для морских судов, курсирующих у берегов Сухумской бухты. 

Высота навигационного сооружения составляет 34 метра. Чугунная витая лестница внутри башни, насчитывающая 147 ступеней, ведет на вершину маяка, откуда открывается вид на Сухум и Новый Афон. Благодаря линзе Френеля, установленной на фонаре, свет маяка виден на расстоянии до 30 километров, лучи доходят практически до самого горизонта.

Маяк
© Sputnik Томас Тхайцук
Маяк

Изначально на маяке был установлен масляный светильник. Однако во время сильных ветров верхушка маяка раскачивалась, и масло из светильника выливалось. Раскачивание удалось остановить благодаря специальной системе тросов, которые и сейчас опоясывают маяк, а масляную лампу заменили на ацетиленовую горелку, а позже – на электрический фонарь.

Маяк
© Sputnik Томас Тхайцук
Маяк

Сейчас в прожекторе маяка установлены две электрические лампы, каждая мощностью в один киловатт. В некоторых источниках есть информация, что в 1877 году во время русско-турецкой войны турецкие войска, покидая Сухум, хотели повалить маяк, зацепив его тросами с корабля – не смогли. Тогда в качестве трофея они вывезли фонарь маяка, но спустя год он был заменен новым.  

Старость — не радость

Сегодня, в век высоких технологий, когда все современные суда оснащены спутниковой навигацией, сухумский маяк является больше достопримечательностью города, нежели сигнальным сооружением. Он продолжает работать, но уже в автоматическом режиме и на солнечных батареях. Время берет свое – металлическую башню маяка разъела коррозия, облупилась краска на стенах. Век высокой поэзии Сухумского маяка остался в прошлом. Чудо инженерной мысли Эрнеста Гуэна нуждается в срочном ремонте.

Как рассказал директор Сухумского гидрофизического института Вячеслав Кецба, сухумский маяк с 2005 года по настоящее время находится на балансе института. Он закрыт для посещения, а люди, которые здесь работали уже уехали. 

"В советское время на маяке работало 16 человек, после развала Советского Союза и Отечественной войны народа Абхазии осталось всего четверо, а сейчас и вовсе все люди ушли", — сказал Кецба. 

Так и романтическая должность смотрителя маяка канула в историю, и присматривают теперь за маяком сотрудники института, которые периодически прочищают фонари.

Маяк
© Sputnik Томас Тхайцук
Маяк

"Ни одного рубля с 2005 года на содержание маяка институту выделено не было. Мы обеспечиваем охрану маяку, на которую уходит порядка 300 тысяч рублей в год за счет собственных средств института", — подчеркнул директор института. 

Маяк мог бы даже стать туристическим объектом, считает ученый. 

"Это наша история, маяк – символ города, его даже турки во время русско-турецкой войны не смогли разрушить, нельзя позволить ему разрушиться сейчас, в мирное время", — отметил он.

Руководство института подсчитало, добавил он, что на реконструкцию одной из самых известных достопримечательностей Сухума понадобится 40 миллионов рублей. За эти деньги, убеждены ученые, можно восстановить и сам маяк, и дом смотрителя, построенный уже после установки навигационного сооружения, бункер для хранения топлива, а также небольшой парк у маяка.

По теме

Сухумский маяк - железное произведение французского инженера
Теги:
маяки, история, архитектура, Владимир Маяковский, Абхазия, Сухум

Главные темы

Орбита Sputnik