10:40 23 Июня 2021
Прямой эфир
  • USD73.17
  • EUR87.07
Аналитика
Получить короткую ссылку
79991

О задачах нового правительства Абхазии и перспективах экономической независимости в День признания рассуждает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Это событие стало важным не только для граждан двух новых и независимых кавказских республик, но и для граждан Российской Федерации, взявшей на себя ответственность перед мировым сообществом за будущее названных государств.

Вот уже восемь лет наши страны вместе и на равных решают целый ряд вопросов в восточном Причерноморье. И хотя названный срок не столь серьезен, чтобы подводить какие-то итоги, все же можно сделать определенные выводы. Это тем более важно, что в данный момент руководство Абхазии в очередной раз меняет состав правительства, и в этом процессе, конечно же, нельзя не учитывать управленческий опыт последних лет.

О составляющих успешного госуправления

Замечу, что в любом государственном управлении, особенно в ситуации, кода страна меняет модель своего развития (а именно на этом этапе своего пути находятся сегодня и Россия, и Абхазия), главным условием успеха становится решение двух основных задач.

Первая задача связана с наличием у руководства страны и элит ясной, понятной и долгосрочной стратегии развития государства. Вторая — с кадровой политикой, вытекающей из названной стратегии.

Отвлекусь от ситуации в России и попробую оценить, имеются ли сегодня в Абхазии эти два условия.

Первая проблема, казалось бы, решается. Так, еще в феврале правительство страны утвердило "Стратегию социально-экономического развития Абхазии до 2025 года". Однако тут нужно понимать, что принятый правительством документ, на самом деле, всего лишь текст, призванный побудить руководство сраны и элиты к размышлениям на тему об особенностях абхазского пути. А до настоящей стратегии действия стране еще далеко.

Республика лишь начинает двигаться по тому пути, который предполагает переход от политической независимости, признанной восемь лет назад Россией, к независимости экономической, которой, прямо скажем, в Абхазии сегодня нет.

Абхазия слишком существенно зависит от российской финансовой помощи — и это не очень-то устраивает Россию, которая хотела бы видеть в Абхазии не доминион, а надежного партнера.

Вот такой стратегии – как плана обретения Абхазией экономической самостоятельности и перехода к динамичному развитию за счет собственных источников – в республике все еще нет.

А пока у руководства страны нет такого плана и расписанной на его основе «дорожной карты» запуска социально-экономических проектов по всему периметру задач развития, то и эффективной кадровой политики в государстве быть не может.

Эффективной кадровая политика может быть только вследствие четкого понимания, куда двигаться и что делать. В противном случае, республика будет иметь не "правительство развития", но «пожарную команду», вынужденную оперативно гасить возникающие проблемы.

Правительство Артура Миквабия и было такой "пожарной командой", которая, увы, не смогла погасить несколько очагов самопроизвольного возгорания. И, разумеется, ни к Миквабия, ни к кому-либо из членов его команды особых претензий быть не может, поскольку иных задач — кроме оперативного разруливания возникающих ситуаций — перед предыдущим кабинетом министров и не стояло.

Сегодня дан карт-бланш новой команде. Рауль Хаджимба заменил премьер-министра страны и ключевых вице-премьеров, а новый премьер, Беслан Барциц, фактически завершает кадровое обновление правительства. Вопрос сегодня только в том — станут ли новые руководители кабинета министров Республики «правительством развития» или же они будут еще одной, очередной «пожарной командой»?

От теории к практике

С моей точки зрения, у правительства Беслана Барциц есть все шансы повысить качество управления республикой. Причем, предпосылки к этому были заложены еще в период Артура Миквабия.

Главными предпосылками того, что рост эффективности управления в Абхазии возможен, я вижу, во-первых, движение главы государства в сторону подготовки конкретной Программы социально-экономического развития республики, а во-вторых, понимание президентом республики того факта, что у руководства страны должен быть мощный кадровый резерв. В его  формировании обязаны принимать активное участие республиканский парламент и местные органы власти.

И все же лично меня беспокоят несколько моментов.

Момент первый состоит в том, что Абхазия — страна небольшая, и скамейка запасных у нее не может быть бесконечно длинной. Поэтому, с одной стороны, в случае назначения нового премьера, президент, вне всякого сомнения, должен доверить ему формирование нового кабинета министров, а с другой — насколько оправдано почти тотальное замещение руководителей ведомств? Где гарантии, что некоторые новые министры лучше некоторых старых? Тем более что программы развития страны, повторяю, у руководства страны по-прежнему нет, а значит — и нет критериев оценки качества работы правительственных чиновников.

Да, это важно — подбирать новых министров под главу правительства, но еще важнее — подбирать их по деловым качествам и под конкретные проекты.

Не может не беспокоить и тот факт, что за прошедшие с момента утверждения "Стратегии социально-экономического развития РА до 2025 года" семь месяцев правительство так и не приняло соответствующей Программы  развития.

Да, тут можно сказать, что все это время руководство страны лихорадило в связи с выступлениями оппозиции и подготовкой к референдуму — и ему было не до «теории». А с другой, лично для меня это не аргумент, а отговорки.

В любом случае, было бы правильнее, если бы глава государства дал четкую оценку итогам  работы отставленных министров и объяснил населению, кто конкретно виноват в том, что правительство Миквабия не справилось с поставленными перед ним задачами.

Наконец, не может не беспокоить то обстоятельство, что ни один из новых министров до сих пор не озвучил ни одной идеи относительно того, как он будет улучшать работу своего предшественника. И даже если новые руководители республиканских министерств пока не получали таких полномочий, но имеют представление о том, как повысить эффективность работы своего ведомства, познакомить абхазское общество со своими соображениями было бы совсем не лишне.

Словом, в День признания Россией независимости Республики Абхазия хотелось бы пожелать всем гражданам республики подлинной и всесторонней независимости.

Хочется также, чтобы круг государств, признавших независимый статус Абхазии, неуклонно расширялся, в силу чего Абхазия могла бы уже в ближайшем будущем стать полноценным членом Евразийского экономического союза.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Главные темы

Орбита Sputnik