02:34 06 Марта 2021
Прямой эфир
  • USD74.43
  • EUR88.93
Кавказ
Получить короткую ссылку
262930

Депутаты Парламента Абхазии обратились в Госдуму России с заявлением о том, что республика готова на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию.

СУХУМ, 11 фев - Sputnik, Мария Науменко. Абхазия выразила готовность включиться в проект по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией, однако в экспертной среде уверены, что Тбилиси не даст "зеленый свет" такому проекту.

"В условиях, когда нет дипломатических отношений между Грузией и Россией, Грузией и Абхазией, о реанимировании проекта железнодорожного сообщения говорить пока не приходится", - полагает политолог Артур Атаев.

Аналогичного мнения придерживается и старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

"Тбилиси придется договариваться с Сухумом о транзите, что станет де-факто признанием независимости Абхазии. Грузия на это не пойдет", - уверен он.

Смягчить позицию грузинских властей могли бы экономические доводы. Ведь получается же сотрудничать при совместном использовании ИнгурГЭС. Но прямой финансовой выгоды новая транспортная магистраль Грузии не гарантирует, убеждены специалисты.

© Sputnik
ЖД-сообщения в Закавказье

"Грузии эта дорога даст минимальные транзитные доходы. Страна сможет заработать лишь копейки, так как Ереван не в состоянии обеспечить большой товаропоток. К тому же Грузия рискует испортить отношения с Турцией и Азербайджаном, которые являются важными экономическими партнерами страны", - отметил доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений СПбГУ Ниязи Ниязов.

Предложение Абхазии - абсолютно нерентабельный проект, который мог бы реализовать только Советский Союз, считает Артур Атаев.

"Часть Закавказской железной дороги была одноколейной, и уже сам этот факт указывал на то, что полной загрузки не было. Апогей жизнеспособности ЗЖД приходился на середину 1970-х годов. А к 1985 году уже наблюдался колоссальный спад по грузопотоку. Подобная динамика произошла и у пассажиропотока", - отмечает эксперт.

В рамках карабахского урегулирования прорабатывается восстановление прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном, что позволит иметь Еревану железнодорожный путь транзитом только через одну страну.

"К тому же недавно был пущен первый экспортный поезд из Турции в Россию по железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс, так что, как зарабатывать Тбилиси, зависит и в значительной степени от Анкары и Баку. А они вряд ли заинтересованы в кратчайшем ж/д сообщении между Арменией и Россией", - добавил эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев.

В мировой практике есть примеры, когда одно государство, не признающее другое, поддерживает с ним транспортные связи. Так, у Китайской Народной Республики есть регулярное авиасообщение с Тайванем (официальное название страны – Китайская Республика). До пандемии без особых трудностей можно было попасть из Молдовы в непризнанное Приднестровье.

В начале января 2021 года Владимир Путин встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. По итогам встречи стороны решили возобновить железнодорожное сообщение между странами.

Предполагается, что железная дорога пройдет по восточному Азербайджану и позволит Армении впервые с 1992 года запустить прямые поезда в Россию, а также получить выход на Иран. Баку, в свою очередь, после более 30 лет блокировки сможет наладить сообщение с отделенным Арменией эксклавом — Нахичеванской автономной республикой — и получить выход к Турции.


Главные темы

Орбита Sputnik