05:34 29 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD77.55
  • EUR91.26
Колумнисты
Получить короткую ссылку
795620

Школы в Абхазии закрыты уже больше месяца, учебный год близится к концу, правда, власти продлили его до середины июня.

Как в условиях карантина не отстать от учебной программы и подготовиться к переходу в следующий класс, рассуждает Алексей Шамба для Sputnik.

Как же надоела самоизоляция! А тут еще карантин в школе у сына. Представьте, что у вас дома круглосуточно находится 15-летний подросток с ростом под два метра и не знает, на что потратить свою энергию. Первое занятие после пробуждения – внимательное изучение новостей о COVID–19. По громким звукам его ломающегося голоса я понимаю, что карантин продолжается, а впереди еще один день с "малышом". Ну, хоть читать не разучился.

Сначала была надежда, что эти вынужденные каникулы не продлятся дольше двух недель, но прошел уже месяц, а ситуация лучше не становится. Растет и психологическое напряжение в изолированной от мира семье. И вот, на этом фоне появилась информация, что российские школы переходят на дистанционную форму обучения. Я заинтересовался этой актуальной и для Абхазии темой, начал искать информацию

Главное, что удивило – это полное отсутствие действий власти в этом направлении. Звучат лишь какие-то странные рекомендации про фотографирование домашних заданий и отправку их учителям для проверки. Понятно, что проблем много, но хочется более четких указаний. Вопрос–то непраздный и касается почти всех.

Меня заинтересовало несколько моментов: мнение профессиональных педагогов о дистанционном обучении, отношение к этой форме родителей. Мое пока таково, что постоянное нахождение детей в четырех стенах и их обучение на дому - это стресс для всей семьи. Проверено.

За экспертным мнением далеко ходить не пришлось. У меня есть тетя, Галина Николаевна – учитель начальных классов и методист с полувековым стажем.

Устроили видеоконференцию. Тетя Галя пригласила еще четырех коллег - предметников со стажем 180 лет на всех.

Учитывая возраст моих консультантов, я опасался, что возникнут сложности при обсуждении вопросов, связанных с интернетом, компьютерами, гаджетами и программным обеспечением. Но я зря волновался. "Девочки" оказались технически весьма подкованными, и мы смогли разговаривать  на одном языке.

Обсуждение длилось около трех часов. Градус беседы то накалялся, то стихал. Иногда я просил их остановиться, чтобы записать некоторые тезисы или направить беседу в необходимое для моих целей русло. Вот, что у нас получилось.

Глаза в глаза

В  начале разговора мнения учителей разделились на две категории: на тех, кто за дистанционку и тех, кто против. Особо остро встал вопрос о необходимости прямого контакта учителя с учениками. Противники удаленки считают, что при отсутствии такого контакта процесс обучения замедляется, а то и вовсе становится неэффективным.

Новаторы же, не отрицая значение прямого общения, были уверены в том, что существует масса других вариантов для индивидуального контакта педагога с учеником. К примеру, через социальные сети. Дистанционное образование не означает, что ученик оказался на электронной платформе, послушал какую-то неизвестную тетю и больше ничем не занят. Нет. У профессиональных педагогов должны быть прописаны все занятия. Должна существовать технологическая карта. И согласно этой карте, учитель выстраивает свой урок. Связь между педагогом и учеником при этом не теряется.

Когда я напомнил, что карантин в Абхазии может быть продлен на неопределенное время и в этом случае выбора не будет, обе группы сошлись на том, что непосредственный контакт ученика с учителем необходим. Но для сегодняшней ситуации – это лишь временные меры, о тотальной замене классических методик речь не идет. Тем не менее, элементы дистанционного урока можно применять и без карантина, в любое время. Это же новые технологии, они интересны детям. И это только плюс для образовательного процесса.

Элементы идеального урока

А какой же идеальный дистанционный урок? Начались бурные дебаты. Сначала мне было весело, затем стало уже неловко и пришлось пойти на хитрость. Я предложил им ответить на мой вопрос письменно и анонимно.

Каково же было мое удивление, когда я прочитал их ответы. Они полностью совпали!

Итак. Учитель вправе выстраивать свой урок самостоятельно. Не стоит недооценивать советскую педагогическую школу и переоценивать современные тенденции в подготовке кадров. Один из плюсов новых технологий в образовании – возможность соединять в нужных пропорциях старый опыт и новые разработки.

Возможность выбора дистанционной платформы. В зависимости от преподаваемого предмета эти системы могут быть более или менее удачными.

Выделение времени и других ресурсов для закрепления материала учениками. Сегодня распространена тенденция на увеличение количества предметов и концентрация внимания преподавателя на проверке знаний. В этих условиях детей натаскивают на прохождение тестов. В результате глубина и прочность знаний снижается.

Наличие обратной связи с учеником. Дети все видят и воспринимают по–разному. При наличии у преподавателя опыта и искренней любви к профессии и детям форма обратной связи может быть любой: от личного контакта до использования социальных сетей и мессенджеров.

А если это навсегда?

Следующий вопрос был провокационным. Я попросил их представить, что с завтрашнего утра уроки будут только дистанционными.

Первым делом мне возразили, что все упрется в нехватку методических материалов и низкую наглядность.

Другим препятствием, по мнению моих экспертов, будет недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения.

Один из ключевых вопросов - проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний, проще говоря, с мухлежом и подтасовками ради хороших отметок. Короче, они настаивали на том, что когда-то очень не скоро может быть, но точно не завтра.

Родительское собрание

Следующая группа подопытных – мои знакомые  в Абхазии с детьми-школьниками разных возрастов. Мне удалось уговорить несколько семей протестировать одну из систем обучения. В течение недели это можно было сделать бесплатно. Где-то около трех с половиной часов занятий в день с положенными "переменками".

Мы договорились провести эксперимент честно, без скидок. Не все проходило гладко. Мы поддерживали друг друга, выдержали это испытание и наработали определенный опыт. Теперь можем консультировать смелых, очень смелых родителей.

Самое сложное в дистанционке – создать жесткий режим для детей. Это возможно в случае, если ребенка воспитывают самостоятельным и сознательным. Согласитесь, это проблема.

Одновременно с дисциплиной важно работать над мотивацией ребенка к обучению в "домашней зоне комфорта". Мы пришли к выводу, что взрослым необходимо показать свою заинтересованность учебным процессом. Родителям необходимо увидеть все самим и понять, какие сейчас есть возможности для обучения.

Приведу несколько цитат для полноты картины.

Асида: "Если честно, для меня это пытка, как и для моего ребенка. Я не умею объяснять новые темы. Я умею только орать, когда меня не понимают. Бедный мой ребенок! Он в панике. Пытается понять, что хочет от него взбесившаяся мать".

Гунда: "Мы не будем так заниматься! Вот закончится карантин, пусть в школе сам занимается. Все дома поругались, и всем Астик "сделал нервы". Так ему неудобно, в телефоне не видно, камера дурацкая, в общем сто причин".

Марина: "Смотрим домашнее задания в электронном дневнике и выполняем. Пока никаких проблем нет, только активно боремся с ленью нашего чада".

Хатуна: "Веселуха еще та, я вам скажу! Проще в реальную школу водить! Хотя дочке уже нравится, но мы все пока никак не можем привыкнуть. Особенно к тому, что нам с мужем приходиться быть учителями".

Лиана: "Для меня это испытание, признаюсь честно. Даже не знаю, как дальше будет. Сейчас главное, чтобы этот вирус ушел. А в остальном прорвемся, терпения всем нам!"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 


Главные темы

Орбита Sputnik