"Пятерка" на расстоянии: что нужно знать о дистанционном обучении

© Sputnik / Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкДистанционное обучение
Дистанционное обучение - Sputnik Абхазия
Подписаться
Колумнист Sputnik, профессор Олег Дмитриев поговорил с ведущими экспертами в области онлайн-образования, поделился впечатлениями от первых недель "удаленной работы" и дал советы тем, кто из дома решил научиться чему-то новому.

Всеобщий карантин заставил перейти в онлайн-режим школьников, студентов и их преподавателей. Колумнист Sputnik Олег Дмитриев рассказывает для РИА Новости Крым, почему дистанционное обучение и для преподавателя, и для ученика – это серьезный труд, более кропотливый, чем в аудитории.

Онлайн: встречают по одежке

До начала занятий осталось совсем немного. Открываю шкаф, выбираю рубашку. "В мелкую полоску" не пойдет. Почему? Будет камера, а "эфир" не любит мелких рисунков. Студенты видят меня не первый раз, поэтому выбираю "демократичный" вариант – серенькое поло с воротничком. Надеваю и иду… к себе на кухню, где, собственно, и стоит компьютер для дистанционной работы. Так начинается занятие со студентами в "эпоху самоизоляции".

Никогда не думал, что и в "домашнем образовании" важны знаки и приметы. И оказалось, я не одинок. Одна моя коллега-филолог считает важным выглядеть так, как и в аудитории. Поэтому даже дома – туфли на каблуках.

Однако это – всего лишь приметы. Да и слово "дистанционное" просто обозначает то, что преподаватель не рядом. И позитивное ощущение любого ученика, что мол "ура, в школу идти не надо" - это, по-моему, самообман. "Дистанционка" и для преподавателя, и для ученика – это серьезный труд, более кропотливый, чем в аудитории. И вот почему.

Дистанционное обучение школьников - Sputnik Абхазия
Учеба на карантине: как вузы и школы Абхазии "выживают" во время режима ЧП  

Студенты ищут яркую личность

Дистанционное образование я попробовал лет восемь назад. Это был один из вебинаров по журналистике. Первым ощущением была паника: я не видел лиц студентов, не знал, как они реагируют на мои слова. Тогда я понял: монолог – вещь бесперспективная. Каждые 5-7 минут ты – даже онлайн! – должен обращаться к аудитории с вопросами, задачами, проблемами. И ничего, если ответ придет не сразу.

Постепенно я стал осознавать, что диалог со слушателями можно вести и с помощью чата. Стал давать творческие задания, требующие простых ответов. Слушателям это понравилось. Процесс, что называется, пошел.

Следующим шагом стала запись открытого курса на тему "Журналистика. Работа в кадре", который создавался для Института Русского языка имени Пушкина. Это было четыре года назад. "Подготовьте текст восьми уроков для суфлера – по восемь страниц на каждый урок", - сказали мне тогда. Я отказался, потому что нет ничего хуже тех случаев, когда преподаватель читает заученный текст – студенты начинают ему меньше доверять.

В результате мы просто составили план того, что я должен говорить, и вывели его на суфлер. Идея собрать и обобщить свой предыдущий опыт и знания коллег сработала. Курс стал одной из популярных онлайн-дисциплин 2017 года. Мне было в новинку, что мои лекции нельзя прослушать целиком от начала до конца: чтобы перейти на следующий, уровень слушатель должен выполнить серию заданий в конце каждого занятия.

Вот и сейчас, когда появилась задача вести занятия из дома, я задал себе вопрос: "Как сделать так, чтобы студентам было так же интересно учиться из дома, как в классе?"

Оказалось, вопрос мучает не меня одного.

Вот что сказал мне декан факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Бронюс Айсмонтас: "В онлайн-образовании люди ищут не преподавателя, а яркую личность и хорошего специалиста. Прежде чем выбрать курс, надо заочно познакомиться с человеком, послушать все, что он говорил раньше и только после этого принимать решение, полезен этот курс или нет".

Дамей Джонуа - Sputnik Абхазия
Радио
Джонуа о дистанционном обучении: за вас уже все сделано, просто нужно воспользоваться

Как же стать личностью в условиях самоизоляции?

Как работать "на камеру"

До весны 2020-го онлайн-образование в стране развивалось медленно и неспешно, в основном благодаря энтузиастам. Ведущие вузы страны шаг за шагом стали публиковать свои курсы на платформе Coursera и других онлайн-ресурсах. Например, "Высшая школа экономики" сегодня предлагает около ста онлайн-курсов. Треть из них – на английском языке.

Но нынешняя самоизоляция показала: переход в онлайн – тотальное спасение для учебного процесса по всей стране.

"То, что происходит сейчас, это проверка нашего образования. Кризис показал, что не все платформы одинаково хороши. Получается так, что коронавирус - это лучшие курсы по информационно-компьютерным технологиям", - считает Яков Сомов, основатель онлайн-проекта "Лекториум", руководитель программ массовых открытых онлайн-курсов Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга.

Яков одним из первых в России стал производить онлайн-курсы по разным предметам. Благодаря его энергии сотни преподавателей по всей стране научились работать "на камеру" и вести виртуальные занятия.

В одночасье стало ясно: осваивать компьютерные программы нужно и "технарям", и "гуманитариям". Но как показывает практика, хорошая платформа – не панацея от того, чтобы ученики не разбежались из онлайн-класса. Жалоб на некачественное онлайн-преподавание сейчас предостаточно: родители высмеивают учителей в онлайн-чатах, а учителя жалуются на разработчиков.

Книги и учебники - Sputnik Абхазия
Курсы русского языка в Абхазии будут работать в онлайн-режиме

Дергать студентов больше и чаще

"Главная опасность – скатиться в ситуацию, когда цифровая платформа заменяет учителя, - продолжает Яков Сомов. - Важное при переходе в онлайн – не увлечение цифровыми платформами, а подбор инструментов под определенные образовательные задачи. Надо находить лучшие практики в своем предмете, внедрять их и иметь право на ошибку".

Так я и поступил, когда готовился к одному из первых онлайн-занятий: собрал все то, что говорят в сети о том, как писать заголовки, выбрал примеры онлайн-версий газет, а потом предложил студентам онлайн-игру в чате в Zoom. Моя коллега после онлайн-лекции об искусстве в дата-журналистике предложила слушателям за полчаса рассказать информационную историю с помощью простого рисунка. Студенты в обоих случаях остались довольны. 

Первый проектор бизнес-школы ИМИСП, основатель платформы дистанционного обучения iclab.ru Ярослав Павлов также считает, что онлайн-занятия требуют изменения модели учительского поведения.

"Дергать студентов в онлайн-обучении нужно гораздо больше и чаще, перерывы надо делать чаще, как в школе – по 45 минут. По возможности сохранять различные групповые задания и давать на них больше времени. Преподаватели должны сохранять высокую концентрацию и обращать внимание на то, что должен делать каждый студент", - уверен Павлов.

Соглашусь: после полутора часов занятий в аудитории ты бодр и весел, а через полтора часа непрерывного онлайна мысли начинают "плыть".

Шахматы - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Шах и мат вирусу: ежедневный онлайн-турнир по шахматам начался в Абхазии 

Эти разговоры с коллегами напомнили мне фразу, сказанную преподавателем журналистики из Англии Майклом Делахеем в конце прошлого века: "Процесс образования будет успешен только в том случае, если дозируешь информацию. Как те родители, которые кормят младенца из чайной ложки. И чем дальше ты находишься от студентов, тем меньше должны быть порции".

Когда не принято по утрам заниматься математикой

Тем не менее, количество онлайн уроков стремительно растет. И тут возникает вопрос, а смогут ли люди учиться, полностью полагаясь на свою собственную мотивацию. Яков Сомов считает, что отношение ученика к такого рода онлайн-курсам – лакмусовая бумажка для всего отечественного образования:

"У одних мотивация есть, у других ее нет. В школу ты приходил и занимался одним и тем же каждый день. А сейчас ты находишься дома, в котором не принято заниматься по утрам математикой. Вот мы сейчас и выясним, насколько школы или вузы учитывали и учитывают мотивацию учащихся",- считает основатель платформы "Лекториум".

Мотивация – неизвестная со многими переменными. Так считает Олег Медведев, старший преподаватель факультета журналистики и медиакоммуникаций "Гуманитарного университета" из Екатеринбурга. В начале апреля он провел свое первое в жизни онлайн-занятие - разбирал со студентами сделанный ими выпуск новостей:

Девушка у телевизора - Sputnik Абхазия
Сидим дома: есть ли жизнь на карантине 

"После школы у студента происходит серьезная психологическая ломка. Как бы ты ни учился, тебя все равно переведут в другой класс. У университета требования выше. В онлайн-среде мотивация повышается. Когда я смотрю видео онлайн, я говорю студентам, что принуждаю их его смотреть. И когда мои ребята делают что-то онлайн, они иногда должны мотивировать себя сами".

Есть жизнь вне онлайна?

Онлайн-лекции других преподавателей также могут стать качественным инструментом для построения собственного курса. Особенно это касается образовательных программ для бизнеса, на которые приходят люди с высокой степенью мотивации. Так считает Ярослав Павлов:

"Я сам, когда начинал преподавать, брал материалы других преподавателей из открытых образовательных ресурсов. Но заменить ими курс нельзя. Курс – это не только про то, чтобы прочитать книгу. Курс – это про то, что можно сделать своими руками, получить обратную связь от преподавателя о том, как ты это сделал, и получить коррективы по поводу того, как это сделать лучше. Поэтому можно использовать другие онлайн-курсы в качестве учебника".

В чем же секрет успеха онлайн-курса? Я почему-то всегда вспоминаю фразу из любимой "Алисы в Стране Чудес": "Это зависит от того, куда ты хочешь прийти".

И преподаватель тоже должен четко объяснить, что именно он хочет получить в конце обучения.

Парень с ноутбуком - Sputnik Абхазия
По поручению президента: в России создан единый онлайн-портал услуг и сервисов

На днях я спросил одного эксперта, скучает ли он по аудиторной работе. В ответ прозвучало: "Скучаю по живому общению, но теперь я вряд ли смогу жить без онлайн-занятий". Поэтому позволю себе возразить великому Конфуцию: "Дай бог нам жить в эпоху перемен"!

Вместо заключения.

"Шпаргалки" для учителей, родителей и студентов

Советы родителям:

  • поговорите с учителями по телефону либо в "родительском чате": постарайтесь понять, какой именно материал ребенок должен освоить, что он должен знать и уметь;
  • сделайте с ребенком пару онлайн-заданий. Особенно если это – проект, который ему нужно подготовить;
  • проверьте все компьютерные устройства и выберите то, которое ребенку больше всего комфортно;
  • не ругайте ребенка и не ругайтесь в семье при возникновении технических проблем с онлайн-обучением.

Помните: ваш язвительный пост в соцсетях не добавит энтузиазма учителю. Будьте с ним в одной команде.

Советы учителям:

  • сами записывайтесь и проходите онлайн-курсы. Особенно полезными могут оказаться курсы по актерскому мастерству и "обращенному чтению" (чтение текста без потери контакта с аудиторией);
  • не бойтесь онлайн-приложений. Выберите самое простое. Даже групповой звонок в одном из мессенджеров позволит провести интересное и увлекательное занятие;
  • не старайтесь рассказать все "за один присест". Ученики оценят, если вы будете чередовать 20-минутные лекциями и интересные занятия.
  • постоянно держите связь с подопечными и подбадривайте их.

Советы студентам и ученикам:

  • онлайн-занятия нельзя прогулять "для пользы дела". Вы лишитесь полезной информации, которая поможет в будущей жизни;
  • не готовьтесь к онлайн-занятиям так, как раньше учили уроки. Подумайте о том, как вам эти знания могут пригодиться в жизни;
  • сами подскажите преподавателю вариант задания или проекта, который вам хотелось бы сделать;
  • некоторые преподаватели владеют гаджетами хуже вас – подскажите им более простой способ проведения занятий;
  • следите за любыми онлайн-материалами по теме. Если нашли что-то интересное, расскажите об этом преподавателю и обсудите это с ним.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0