Беслан Барателия, декан экономического факультета АГУ.
Мир, в котором мы живем, характеризуется усилением процессов глобализации. Тем не менее, практика последних десятилетий показывает, что сама глобализация начинает захлебываться, и страны ищут возможность найти свою нишу в этом бушующем мире через поиски партнеров, участие в экономических и политических блоках. В то же время, очевидно, что экономическое развитие стран сегодня невозможно в условиях изоляционизма, автаркии, опоры исключительно на собственные силы. Это касается любой страны – таких крупных стран, как США и блоков, как ЕС, и тем более таких малых экономик, как абхазская.
Участие в интеграционных процессах
Для Абхазии участие в интеграционных процессах является жизненно важным, поскольку оно ведет к экономическому развитию. Без этого повышать уровень жизни в Абхазии будет невозможно. Экономическая интеграция Абхазии в мировую экономику, главным образом, возможна через сотрудничество и развитие экономических отношений с Россией, поскольку мы, во-первых, до сих пор находимся в состоянии конфликта с Грузией, и, во-вторых, нас пока не признает большинство стран мира.
Наличие традиционных связей с российской экономикой является серьезной базой для наращивания интеграционных процессов. У нас до сих пор более 96% туристов, прибывающих в страну, являются гражданами России, подавляющая часть экспорта сельхозпродукции, вина направляется в Россию. У нас отсутствует эмиссионный центр, мы пользуемся российским рублем как официальным платежно-расчетным средством, поэтому для нас положительное сальдо внешнеэкономических связей является заменителем эмиссионного центра. В этой связи развитие экспортных отношений является стимулом развития экономики в целом.
Интеграция в мировую экономику через российскую для Абхазии проблем не создает, поскольку российская экономика во много раз больше абхазской. В 2013 году ВВП России более чем в 2600 раз превышал ВВП Абхазии. Российская экономика – это вселенная для абхазской экономики, и потенциал для развития и наращивания экспортных возможностей колоссальный.
Уже двадцать лет прошло как мы строим независимое государство и экономику. Однако с точки зрения развития экономики мы не можем говорить, что достигли больших успехов. Этому есть субъективные и объективные причины.
1990-е годы были выброшены для развития экономики. Это годы выживания в условиях санкций со стороны стран СНГ. С начала 2000-х годов ситуация стала немного меняться, санкции ослабевать. С 2008 года, с момента признания независимости Абхазии и подписания договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи ситуация стала коренным образом меняться.
Абхазия получила колоссальную экономическую помощь со стороны России, и бесследно это не прошло. Построено огромное количество инфраструктурных объектов. Но дело в том, что, несмотря на многомиллиардную помощь, которая шла в Абхазию, нам так и не удалось построить эффективную экономику. Более того, анализ официальных статистических данных показывает, что с 2011 по 2013 годы, на которые приходился пик российской помощи, валовой внутренний продукт Абхазии сократился почти на 6 %. Пенсии пенсионеров не повышаются уже почти 10 лет и составляют 500 рублей, хотя за этот период цены выросли в разы; заработная плата бюджетников, кроме тех, кто работает в сфере образования и здравоохранения, не повышается уже почти 5 лет.
Использование российской помощи
Отсюда следует, что необходимо пересмотреть характер использования российской помощи. Без этого Абхазия не сможет выйти из того состояния, в котором она пребывает. Необходимо не просто вкладывать деньги в абхазскую экономику, но изучать инвестиционные проекты как с точки зрения экономической эффективности, так и их социальной значимости для Абхазии.
У Абхазии имеется большой транзитный потенциал. Это дорога с Северного Кавказа через Абхазию с выходом к морю, аэропорт и морской порт. Это позволит не только повысить ВВП на душу населения, занятость в Абхазии, но также устранить нарастающие диспропорции в развитии регионов между западной и восточной Абхазией.
Мне кажется, не сложно было бы решить и ряд других вопросов, не требующих больших финансовых вложений, но в то же время способных интенсифицировать российско-абхазские отношения. Это, например, упрощение перехода границы по реке Псоу. Ежегодно, несмотря на то, что граница оборудована, россияне, приезжающие в Абхазию, жалуются на то, что им приходится выстаивать многочасовые очереди. Это сдерживает приток туристов в Абхазию и ограничивает возможности развития сферы услуг.
Можно также вспомнить и о затруднениях, связанных с получением российских паспортов, когда граждане России, проживающие в Абхазии, вынуждены стоять в очереди по полтора года, чтобы получить возможность подать документы на получение российского загранпаспорта.
Безусловно, для Абхазии очень интересным является участие в Таможенном Союзе. Но в силу того, что мы не признаны Белоруссией и Казахстаном, решение этого вопроса откладывается. Тем не менее, именно в наращивании экономических связей и усилении интеграционных процессов Абхазия видит путь к экономическому развитию, повышению качества жизни людей и выхода из той непростой социально-экономических ситуации, в которой она сегодня находится.
Надеюсь, что эти и другие вопросы социально-экономического развития Абхазии найдут свое отражение в новом российско-абхазском договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписание которого планируется до конца текущего года.