Новый министр сельского хозяйства Тимур Эшба рассказал корреспонденту Sputnik о работе ведомства и планах развития отрасли. Беседовал Бадрак Авидзба.
— Тимур Владимирович, какие направления сельского хозяйства приоритетны для нового руководства министерства?
— Считаю приоритетными все традиционные направления в сельском хозяйстве, которые были до военного периода. Другое дело, какие направления были прибыльные, а какие нет. Государство должно рассматривать сельское хозяйство не с точки зрения получения прибыли, а обеспечения республики продовольствием.
— Расскажите, как планируется развивать животноводство в республике, как известно, на местных рынках недостаточно местной продукции?
— В довоенный период почти в каждом районе были животноводческие фермы, но они были нерентабельны, не приносили прибыли. Нам надо, прежде всего, насытить наш внутренний рынок. Абхазия должна себя позиционировать как производитель экологически чистых продуктов, потому что рынок продовольствия насыщен, и Абхазии будет сложно найти свою нишу, если мы не будем себя позиционировать таким образом.
— Какие пути развития отрасли вы видите, чтобы Абхазия могла насытить свой внутренний рынок местными продуктами?
— Прежде всего — финансирование. Все развитые страны субсидируют сельское хозяйство и, что самое интересное, никто на этом не зарабатывает, но обеспечивают себя продуктами. Продовольственная безопасность — это одно из основных направлений национальной безопасности.
— Если я скажу, что мы сейчас готовы замещать импортные продукты, то это будет неправдой, но к этому надо стремиться, и мы планируем реализовать эту задачу. Для этого нужно создавать базу. Но уже есть примеры, которые подтверждают возможность импортозамещения. Например, у нас заложены фруктовые сады, к 2017 году они уже будут плодоносить. Соответственно встанет вопрос о переработке продукции, потому что будет избыток. Только яблок, по скромным подсчетам, к 2017-2018 году ожидаем около четырех тысяч тонн.
— Планируется ли вами закладка новых фруктовых садов?
— Сегодня такая задача не стоит, потому что сначала нужно дать развиться тому, что уже есть. На сегодня новые фруктовые насаждения заложены на территории 1441 гектар, это немалый объем, все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и развивать эти участки. По крайней мере, ближайшие два-три года нет необходимости закладки новых фруктовых плантаций.
— Какое направление сельского хозяйства необходимо восстанавливать?
— К сожалению, мы забыли о таком направлении в сельском хозяйстве, как эфиромасличное растениеводство. Да, это не продукт питания, но достаточно прибыльное дело. До войны было четыре совхоза, которые занимались эфиромасличным растениеводством, и тогда Абхазия занимала одно из ведущих мест в этой области сельского хозяйства Советского Союза. Я считаю, что необходимо создать хотя бы одно производство по переработке эфиромасличных культур.
— Прошлое руководство министерства объявило о поддержке сельхозпроектов с выделением двухсот тысяч рублей на реализацию каждого из них. Будет ли продолжено выполнение этой программы?
— В принципе, я поддерживаю эту идею, но не в той форме, в которой это было предложено. Я знаю, как люди используют деньги, которые им дают на те или иные цели. Надо говорить правду, приходят люди, пытаются доказать, что хотят реализовать сельхозпроект, но на самом деле, они просто хотят "урвать" денег, понимая, что за эти деньги никто их наказывать не будет. Прежнее руководство планировало это делать из денег Минсельхоза. Я приостановил реализацию этой программы, потому что я вижу, что от этого толка не будет, я бы назвал это не кредитом, а материальной помощью.
Я вижу реализацию программы немного иначе. Когда у нас будут средства, мы будем принимать заявки от людей, желающих заняться реализацией тех или иных проектов, комиссия будет оценивать и принимать решение. Мы будем приобретать все необходимое для выполнения проектов, а не давать наличные деньги на руки. Человек, который хочет что-то сделать, с удовольствием согласится на эти условия.