По ее словам, преподавание государственного языка ведется по единой программе, которая не учитывает возможности учеников, не владеющих или плохо владеющих абхазским языком.
В этой связи эксперт предложила ввести раздельную программу для учеников с разным уровнем знания языка.
"Мы подошли к критической черте, когда нужно срочно переломить сложившуюся ситуацию. С одной и той же программой нельзя подходить к детям с различным уровнем знания языка. Надо их разделять и использовать для не владеющих абхазским такую методику, чтобы можно было по нарастающей изучать язык и догонять своих сверстников. Это накладно для государства, но такая необходимость назрела", — отметила языковед.
Кварчелия отметила, что в Абхазском государственном университете уже не первый год ведется подобная практика, однако наиболее эффективной она будет, если начинать эту работу с детьми еще в школе.
"Мы не имеем права отпугивать людей от абхазских школ. Что мы получим в итоге, если будем предлагать родителям тех детей, которые не знают абхазский язык, отдавать их в неабхазские школы. Для изучения языка важна среда, нужно приобщать детей к языку", — подчеркнула Кварчелия.
По мнению языковеда, проблема низкого уровня знания абхазского языка в школах республики имеет еще один немаловажный аспект. В школах республики наблюдается халатное отношение к абхазскому языку, считает Кварчелия.
"Дети не учат абхазский язык, полагая, что это все равно сойдет им с рук, как всегда было до сих пор. Родители считают, что он им не пригодится в жизни, говорить на абхазском для многих стало не модно. Тем самым эти люди подрывают государственность страны. Это очень опасное мышление", — отметила Кварчелия.
Экзамен по абхазской литературе проходил в Сухумской Горской школе №10 имени Нестора Лакоба 6-7 июня. На экзамене присутствовал министр образования и науки республики Адгур Какоба. Из 21-го ученика неудовлетворительные оценки получили 15. Они будут пересдавать экзамен в августе.