По словам Дбар, у всех животных на земле существуют свои естественные враги, которые в природе служат регулирующим механизмом и контролируют их численность.
Он сказал, что исключение составляют виды, нехарактерные для определенной экосистемы, которые появляются в определенной местности и при этом не несут с собой набор хищников и паразитов, которые у них на родине являются природными регуляторами их численности.
"Точно такая же ситуация сложилась у нас с самшитовой огневкой. Самшитовая огневка родом из юго-восточной Азии, она попала сначала из итальянских питомников по производству декоративных растений на олимпийские объекты в Сочи и уже оттуда проникла в Абхазию", — рассказал Дбар.
Эколог отметил, что стремительное развитие и поражение огромных площадей самшитников огневкой в первую очередь связано с отсутствием хищников и паразитов.
"В любом случае это только начальный этап. По мере того, как она будет входить в экосистему Абхазии, на ней постепенно будет формироваться местный комплекс хищников и паразитов, то, что собственно говоря, сегодня происходит", — считает Роман Дбар.
Он рассказал, что в значительной степени усилия института связаны с химическими обработками, которые направлены на то, чтобы обеспечить сохранность самшитников вблизи человеческого жилья, в курортных зонах и заповедниках.
"Что касается больших лесных угодий, там, естественно, эти методы борьбы с огневкой применять невозможно в силу самых различных обстоятельств. Использование химических препаратов в лесных экосистемах может принести куда гораздо больший вред, чем сама самшитовая огневка", — проинформировал эколог.
Роман Дбар добавил, что пристальное внимание к естественным врагам самшитовой огневки — часть стратегии борьбы с ней.
"Мы сейчас регистрируем проявление новых ее врагов. Дело в том, что они были здесь всегда, но при появлении нового вида в экосистеме к нему, как к пищевому ресурсу должны привыкнуть и приспособиться и паразиты, и хищники. Привыкание идет. Мы видим, как, например, местные осы-полисты, достаточно широко распространенные, являясь хищниками с широким пищевым спектром, смогли переключиться на питание этими гусеницами самшитовой огневки",- сказал Дбар.
Дбар пояснил, что гусеницами самшитовой огневки питаются и пауки.
"Бабочками питается достаточно широкий спектр хищников. К нему относятся не только пауки, но и небольшие птицы мухоловки, которые отлавливают бабочек самшитовой огневки днем, еще бабочками активно питаются некоторые виды летучих мышей", — добавил Роман Дбар.
По словам эколога, формирование комплекса местных естественных врагов, состоящих из хищников и паразитов, — очень медленный процесс. С другой стороны, наши коллеги из сочинского региона завезли и выпустили эулофиту, которая паразитирует на куколках самшитовой огневки у себя на родине.
"Естественно, что это насекомое, конечно же, перелетит в Абхазию, но это займет много времени. Поэтому борьба с самшитовой огневкой химическими методами должна будет в любом случае продолжаться до тех пор, пока самшитовая огневка не войдет в качестве естественного компонента в экосистему Абхазии, и на ней не сформируется свой комплекс врагов", — сказал Роман Дбар.
Самшитовая огневка попала в Абхазию в 2012 году из Сочи. Во время стройки олимпийских комплексов Россия закупила в Италии посадочный материал для самшита из Китая, в котором было насекомое.
Самшит колхидский, или кавказский, — реликтовое растение третичного периода. Этот вид самый мелколистный и самый зимостойкий среди европейских самшитов, выдерживает зимние температуры до −10 °C, доживает до 600 лет, растет очень медленно, на несколько сантиметров в год.