О профессиональной абхазской режиссуре и о том, как развивается кино в Абхазии, рассказал в интервью корреспонденту Sputnik председатель Союза кинематографистов Абхазии, актер театра и кино Кесоу Хагба. Беседовала Анжелика Бения.
– Кесоу Золотинскович, расскажите, пожалуйста, почему сегодня так важно снимать свое национальное кино?
– Абхазия – это второй Голливуд, потому что Абхазия — это зелень, море и 10 солнечных месяцев в году. При съемках фильмов в Абхазии не нужны декорации. Абхазия сама как декорация. Это огромное достояние, которое мы, к сожалению, не используем. Нужно понять, что национальное кино – это один из атрибутов национальной безопасности.
С советских времен Вячеслав Аблотия — первый профессиональный кинорежиссер в Абхазии. Был еще и Виктор Патеипа, который снимал документальное кино, и другие документалисты. Но кроме Аблотия, игровое полнометражное кино в Абхазии пока никто не снимал. Его фильм "Колчерукий" был первой абхазской кинопродукцией. Он снял несколько фильмов: шикарный короткометражный фильм "Кровать", фильм по сценарию Даура Зантария "Сувенир", в котором я играл одну из главных ролей. По моему мнению, это одна из лучших его работ.
– Расскажите, пожалуйста, о своем отношении к абхазским фильмам советского периода. Чем они отличаются от фильмов, которые снимают сегодня?
– Есть гениальные фильмы советских времен Вячеслава Аблотия. В фильмах "Колчерукий" и "Сувенир" присутствует тема значимости природы, ее сохранения. Рассказы Даура Зантария, по которым были сняты фильмы, пропитаны этой темой – темой любви к природе, ее обожествления и мистической связью Бога, природы и человека. В фильмах того периода отсутствует дешевое шоу.
Раньше я сравнивал фильмы Аблотия с большими советскими фильмами. Сегодня, когда я пересматриваю их, понимаю, что эти фильмы достойны и сегодня могут многое сказать зрителям. Мы собираемся оцифровать их, для того чтобы показывать за пределами Абхазии.
– Кого еще из абхазских режиссеров вы можете отметить?
– Аду Квирая, у нее есть хорошие работы, она гениально ставит кадр. Однако ее фильмы не для массы. Но, к сожалению, ни Ада Квирая, ни Вячеслав Аблотия из-за отсутствия нужной техники и студии не в состоянии пока продолжать снимать свои фильмы. Вячеслав Аблотия занимается дубляжом иностранных фильмов и мультфильмов на абхазский язык. Это замечательно, эта работа действительно важна, но очень жаль, что у наших режиссеров нет сегодня возможности снимать свои фильмы.
– Для чего был создан Союз кинематографистов Абхазии, каковы его основные функции?
– Союз кинематографистов Абхазии был создан для общения с иностранными режиссерами и специалистами, как своего рода площадка для обмена опытом. Я понимаю, после страшной войны, приоритетных вопросов в Абхазии было и остается много, но у нашего государства сегодня нет возможности рассказать о себе через экран, и это страшное упущение, тогда как сегодня экран играет огромную роль.
– Есть ли какие-то результаты совместной работы с Госфильмофондом и Союзом кинематографистов России?
– В Абхазии проведено уже несколько фестивалей. Такая работа проводится в Абхазии, для того чтобы разбудить интерес к кино. Чем больше студентов мы пошлем учиться, тем больше у нас будет кадров. Потом уже мы будем вынуждены создавать условия для их работы. Несмотря на то, что наше кино отстает, нам нужно показывать его, чтобы профессионалы говорили и обсуждали нашу кинематографию. Мы должны использовать кино как инструмент, для того чтобы о нас узнали.
Мы в Абхазии уже провели четыре мастер-класса с участием ведущих педагогов ВГИКа, в частности, режиссера Валерия Ахадова. На сегодняшний день у Абхазии есть талантливые режиссеры и студенты, которые, если им помочь, пополнят копилку абхазской кинематографии. Могу отметить талантливые работы Амры Начкебя, Темура Квеквескири и Темура Тания.