Батал Шулумба, Sputnik
С началом осени Абхазия вступила в новую фазу общественного взаимодействия, которая, прогрессируя, достигает своего пика к середине ноября. Активизируются все ресурсы – внутренние, внешние, да любые, какие возможны и доступны. Все верно, мы вступаем в эру свадебного сезона, когда все помещения для торжеств заняты на все выходные и большую часть будних дней. Когда уже никого на работе не удивляет, что, например, в среду нужно отпроситься для похода на свадьбу.
Этот сезон интересен и тем, что именно тогда мы начинаем верить в настоящее чудо: как рядовому госслужащему, с зарплатой в среднем около семи тысяч рублей, удается посетить до пяти свадеб в течение одной недели, и как это сказывается на его личном бюджете. Ставшая уже крылатой фраза знаменитой "Абхазской соседки" (популярный интернет-мем) – "меньше тысячи уже не запишешь" уже несколько лет как не актуальна – сумма в разы изменилась. Если ко всему еще брать в расчет и подготовку к торжеству, дабы соответствовать масштабам мероприятия, которое проводится, чуть ли не с претензией на фестиваль в долине Коачелла, то все это подводит к мысли, что еще немного, и теория о "чуде" подтвердится.
В любом случае, люди ходят на свадьбы, и неплохо так ходят: частенько количество приглашенных стартует от 500 человек.
К слову, свадебный сезон для многих уже начался. На прошлых выходных побывал на одной, конечно, не у самых близких друзей, но достаточно знакомых, чтоб попасть в категорию – "сюда нужно пойти".
Скажу сразу, не пожалел: компания попалась хорошая. Даже встретил своих двух одноклассников, с которыми не виделся целых десять лет. За дружеской беседой, конечно, пообещали друг другу собраться опять, но не удивлюсь, если это произойдет на еще одной свадьбе, правда, уже не через десять лет.
Итак, свадьба оказалась интернациональной: жених абхаз, невеста армянка, как говорят, "абхазская армянка", то есть ее родители давно приехали жить в Абхазию, и свои первые шаги она сделала по земле абхазской.
Гости были рассажены так, что наш стол примыкал к столу, за которым сидели женщины лет этак хорошо за пятьдесят. По специфике своей профессии невольно вслушивался в разговоры за соседним столом: расстояние в полметра оказалось настоящей пропастью, почти как Марианская впадина, по контрасту интересов, что, в общем-то, естественно.
Пока мы говорили о взлете цен на авто, (кстати, злободневная тема) наши "соседи" в лучших традициях классического свадебного обсуждения проводили ревизию молодоженов. Заинтересовала одна фраза: "Ну вот, посмотри, как она скромно стоит и одета, никаких вырезов-мырезов. Вот пример для абхазских девушек". Ну, во-первых, думаю я, ее поставили там не для того, чтобы вещать или вести пресс-конференцию, а как раз для того, чтобы стоять молчаливо-смущенно, это и есть общепринятый формат коммуникации невесты с гостями на свадьбе.
Во-вторых, что больше всего заставляет задуматься, если девушка выросла здесь, с нами, в среде нашей культуры, то почему ее скромное поведение должно быть примером для абхазских девушек, которые, как и она социализировались в одной этнокультурной среде. Не совсем ясно.
Безусловно, в Абхазии нет факторов, сигнализирующих о межнациональной напряженности, конечно, не считая конфликтов на бытовом уровне, и здесь речь совсем о другом. Может, соседняя компания считает, что специфические национальные характеристики личности (отличающиеся от наших) передаются генетически? Получается какой-то примордиализм! В любом случае, такого типа разделение все же засиживается в умах.
Что касается состояния межэтнических отношений в более глобальном смысле, то любой эксперт без труда определит, что в нашем обществе существует равенство, в стране созданы условия для развития каждой этнокультуры, причем такие условия, которых сами абхазы долгое время были лишены у себя же на родине. Наверное, потому мы, как никто другой, знаем цену свободе самовыражения.
И тут я вспомнил, что не так давно для одной научной статьи проводил исследование, и один из вопросов (вот так совпадение) как раз касался отношения абхазских респондентов к смешанным бракам. Грех было не вытащить эти результаты, согласно которым 33% участников опроса указали, что их отношение к бракам между людьми разной национальности нейтральное. По их мнению, при создании семьи национальность супругов не имеет никакого значения. А вот 21% – двумя руками "за" и считают, что именно смешанные браки определяют уровень этнической толерантности в обществе. Справедливости ради стоит отметить, что остальной процент высказался "против".
Таким образом, сложив результаты, мы получаем 54% опрошенных, которые доброжелательно относятся к бракам между представителями разных национальностей, ну или, по крайней мере, не против таковых. Вывод один: нашей толерантности можно только позавидовать, поскольку не во всех странах, пропагандирующих демократические ценности, и даже прибегнувших на практике к модели "плавильного котла", выявляются такие результаты.
Интересно и то, что ни один из участников опроса не затруднился ответить на поставленный вопрос. А это говорит о том, что по свадебным делам наше общество имеет четко обозначенную позицию. И такой определенности тоже можно позавидовать.
Об авторе: Батал Шулумба – публицист, кандидат филологических наук, член Союза журналистов Абхазии