Об истории появления инструмента в Патриаршем соборе корреспондент Sputnik поговорил с инженером-строителем Валерием Джонуа. В 70-х годах он работал заместителем директора "Объединения пансионатов курорта Пицунда" и лично отвечал за установку органа в храме.
Астанда Ардзинба, Sputnik
Распоряжение № 116
В начале 70-х годов Пицунда стала одним из самых привлекательных курортов в Советском Союзе. Новые пансионаты на набережной, введенные в эксплуатацию в 1967 году в связи с 50-летием Советского Союза, могли одновременно принимать до трех тысяч человек. Курорт функционировал круглый год. Здесь отдыхали как советские граждане из самых разных уголков страны, так и иностранцы.
Поселок (Пицунда получила статус города только в 2007 году) стал излюбленным местом отдыха и для членов политбюро ЦК КПСС. Высокие гости, отдыхавшие на госдаче, в сопровождении директора "Объединения пансионатов" Энвера Капба и его заместителя Валерия Джонуа, неоднократно посещали набережную и территорию древнего храма в центре Пицунды.
2 апреля 1974 года центральный Совет по управлению курортами профсоюзов издал распоряжение № 116 с приложением комплексного плана мероприятий по улучшению обслуживания отдыхающих в пансионатах Пицунды, благоустройству территории поселка и. самое интересное, реставрации Пицундского храма с приобретением и монтажом органа.
Патриарший собор в Пицунде, построенный в IX веке на руинах еще более древней базилики VI века, после Октябрьской революции был закрыт, а настенные росписи заделаны штукатуркой. Местные жители рассказывают, что одно время храм даже превратили в коровник. И только благодаря развитию курорта, попыткам привлечения все большего числа туристов на отдых, улучшения инфраструктуры поселка, древний храм получил вторую жизнь уже в качестве концертного зала.
"Двухэтажное жилое здание на территории храма преобразовали в музей и гостиницу для артистов, а жильцов переселили в квартирные дома, так же как и владельцев бараков, стоявших вдоль ограды храма", — вспоминает инженер Джонуа.
Ветхие строения снесли, и на их месте разбили пешеходную дорожку, посадили декоративные деревья и кустарники.
Нужно было перенести рынок подальше от исторического памятника, но в удобное для жителей поселка и отдыхающих место. Северо-западную сторожевую башню храма использовали как художественный салон, а в юго-восточной башне открыли бар с прохладительными напитками, который, кстати говоря, работает до сих пор.
По словам Джонуа, реставрационные работы внутри храма и в музее выполняли специалисты Управления по реставрации памятников Абхазии, а строительством художественного салона, гостиницы при храме и наружным благоустройством занималось руководство курорта.
Приезд Шуке в Пицунду
В конце 1973 года в Пицунду приехал пожилой человек невысокого роста, чтобы осмотреть собор и изучить акустику храма. Это был глава известной немецкой фирмы по изготовлению органов "Шуке". История фирмы — это история семьи Шуке с почти 200-летней традицией высококачественного ремесленного мастерства. Сами о себе представители фирмы говорят, что они на протяжении двух веков находятся на службе у "короля музыкальных инструментов". Переходившая от деда к отцу, от отца к сыну фирма "Шуке" изготовила органы для многих стран мира, в том числе для Германии, Австрии, Италии, Китая, Бразилии и многих других. Гордятся представители фирмы и своим органе в Пицунде.
Валерий Джонуа, сопровождавший в 1973 году руководителя фирмы в поездке по Абхазии, вспоминает о нем, как о человеке, отличавшимся пытливым умом, энергичном и работоспособном, несмотря на свой преклонный возраст. Помимо Пицунды он посетил немало мест в Абхазии, в частности ему очень понравился Новый Афон.
Шуке высказал необходимость проверки акустики зала храма до начала изготовления органа. В свой второй приезд через год он, а также сопровождавшие его главный конструктор фирмы господин Тилль и реставратор Левак, окончательно определили место расположения органа в храме, его величину и объем.
Вскоре из московского института акустики в Пицунду приехали специалисты для лабораторной проверки акустики будущего концертного зала. По результатам работы акустика зала была признана хорошей. По их же рекомендации из Венгрии привезли 400 мягких кресел для зрительного зала.
Потсдамская миссия
В феврале 1975 года Валерия Джонуа неожиданно вызвали в Москву, в Центральный Совет по управлению курортами профсоюза.
"В отделе по международным связям у его руководителя Вадима Гнутикова я получил подробный инструктаж перед предстоящей командировкой в ГДР. В недельный срок я должен был посетить в Потсдаме фирму "Шуке", в Берлине — советское представительство, отдел торгпредства и обсудить вопрос о транспортировке органа", — поделился воспоминаниями инженер.
А за день до вылета в ГДР Джонуа пригласил к себе председатель Центрсоветкурорта Иван Козлов.
"По контракту поставка органа предусмотрена в конце 1975 года, а монтаж в 1976 году. Твоя задача – уговорить руководство фирмы, добиться ускорения сроков изготовления органа до конца мая 1975 года, так, чтобы в текущем году завершить монтаж и обеспечить ввод в эксплуатацию", — сказал Козлов в личной беседе с Джонуа и добавил, что это требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро Андрея Кириленко.
"Про Кириленко там ни слова. На все требования немцев о подготовительной работе, транспортировке, монтаже соглашайся, здесь мы поможем", — наказал ему Козлов.
На следующий день, рано утром, с задержкой на 2 часа самолет вылетел в Берлин. Через три часа он приземлился в аэропорту Дрездена из-за плохих погодных условий.
"После долгих ожиданий, к концу дня пришел представитель Советского консульства в Дрездене и посоветовал советским гражданам поехать в Берлин на электропоезде, так как улучшение погоды не ожидается. Через два часа, примерно в девять вечера, я был уже в Берлине. На перроне слышу женский голос с акцентом: "Кто из Пицунды?" Это была переводчица Рита, которая сопровождала встречавшего меня представителя фирмы "Шуке", — рассказал Джонуа.
В мастерской
На следующее утро Валерий Джонуа уже осматривал двухэтажный цех фирмы "Шуке" в Потсдаме.
"В цеху работало до 40 человек. И первое, что меня удивило – это то, что рабочий день у них начинался аж с шести утра", — отметил собеседник.
На первом этаже цеха располагалась литейная с небольшой печью, рядом проводилась раскатка труб. На втором этаже – паяльный цех, там же проводилась окончательная отделка и шлифовка органных труб. Дальше еще один цех, похоже, столярный, там готовили короба – воздуховоды. Элементы Пицундского органа, пульт управления, трубы и короба, к тому времени были готовы всего на 40%.
Экскурсию для Джонуа проводил главный конструктор фирмы господин Тилль, с самим Шуке в Потсдаме Джонуа не встречался, мастер был сильно болен. Через несколько месяцев он ушел из жизни. Пицундский орган стал его последним произведением. Фирму возглавил Тилль.
На следующий день Джонуа повезли на завод, где готовились металлоконструкции.
"Я обратил внимание, как мастера обрабатывали сварные швы, как шлифовали поверхность металла до создания блеска перед подготовкой к покраске", — рассказал инженер.
Когда от осмотров перешли к обсуждению сроков установки и монтажа инструмента, Джонуа стал говорить о необходимости ускориться, упорно отстаивая поручения Козлова. Он взял на себя обязательства провести все необходимые подготовительные работы в храме. Представители фирмы пошли на встречу, с трудом согласившись завершить работы на 4-5 месяцев раньше срока, но не более.
"Пройдет 10-20 лет, слушатели вашего органа не будут спрашивать, орган был построен до обеда или после обеда, они будут спрашивать о качестве звучания", — сказал тогда Тилль и Джонуа с ним согласился.
В протокол занесли срок окончания изготовления — 20 апреля 1975 года. Отгрузка металлоконструкций 10 марта. Подача транспорта под нагрузку – первая автомашина 10 марта, а вторая —20 апреля. После подписания протокола соглашения и получения необходимых чертежей фундамента органа, командировочное задание Джонуа в Потсдаме было выполнено он выехал в Берлин, где провел встречи с представителями посольства и торгпредства, а затем вернулся в Москву.
Пицундский король музыкальных инструментов
Свои обязательства фирма "Шуке" выполнила в срок согласно подписанному соглашению. Немецкие монтажники более двух месяцев работали в Пицунде. Вскоре король музыкальных инструментов (орган действительно — самый крупногабаритный музыкальный инструмент) был установлен в храме.
Предварительно специалисты московского института акустики сняли штукатурку на стенах храма, чтобы качество звучания инструмента не пострадало.
"Если эти камни заговорят, они расскажут много интересного. Их обнажили, говорят они поглощают ненужные шумы и музыка звучит величественно в каждом уголке храма", — говорит Джонуа.
Перед тем как открыть концертный зал, уже после того как монтаж органа завершился, а музыканты уже репетировали свои номера к первому концерту, перед Валерием Джонуа встала новая проблема.
"В период пусконаладочных работ нам предстояло срочно монтировать кресла в зрительном зале. Когда, просверлив каменный пол зала, смонтировали кресла, при маленькой раскачке камень стал рассыпаться", — рассказал инженер.
Вскоре было принято единственно правильное решение — создать каркас из металлической полосы и в каркасе на болтах закрепить кресла.
К первому ноября 1975 года в день открытия концертного зала все работы были завершены. Пицундский храм впервые после более полувекового забвения принял посетителей. Впервые в Абхазии зазвучали величественные звуки органа. Этот знаменательный концерт, открыл совершенно новую страницу в музыкальной жизни страны.