Анжелика Бения, Sputnik
Родился Гурам Хагба в 1965 году в селе Дурипш Гудаутского района.
С первых дней грузино-абхазской войны Хагба принимал участия в боях.
Во время войны Гурам Хагба управлял ПТУРСами (противотанковый управляемый реактивный снаряд). О таких, как он, говорят, скромный человек и отважный воин.
"Я был там, где были мои друзья, вместе с ними воевал. До последнего дня управлял ПТУРСом", – сказал Хагба.
От воспоминаний тех дней болит сердце
Герой нашего проекта признался нам, что не любит рассказывать о войне, так как воспоминания о смерти друзей и знакомых полны страданий.
Хагба рассказал, что вместе с ним воевал доброволец из Эстонии Каспер Мартинюк. По словам Хагба, именно Каспер Мартинюк собрал вначале их группу. Он погиб 15-16 марта 1993 года в Нижней Эшере. Там четверо из бригады птурщиков получили серьезные ранения.
"Когда мы приблизились к берегу, меня оставили, Каспер был сильным. Он пошел с парнями. На следующий день мы узнали, что он погиб. Он хотел пройти через сетку, там его и убили, висел он там дня три. Потом они забрали его тело. Когда рядом с больницей выкапывали останки, мы узнали его, сейчас он похоронен в Парке Славы", – сказал Хагба.
Война есть война, только глупый ничего не боится, поделился Хагба.
"Конечно, было страшно, снаряды падали, люди погибали. Сложно говорить на эту тему. Когда видишь, как погибают твои друзья, когда тащишь их тела, потом уже твое мировосприятие становится другим. Мы быстро к этому привыкли, относились к этому как к должному, будто так и надо", – сказал он, тяжело вздыхая.
По словам Хагба, противотанковую управляемую ракету он видел еще в армии.
"ПТУР я впервые увидел, когда служил в армии. Когда в начале войны привезли их в Гудауту, было немного непонятно, как правильно работать с ними. Потом нам показали военные люди, а после сами уже учились, создали бригаду, в которой было 36 человек. Нашим командиром был Беслан Бутба", – сообщил Хагба.
Делясь с нами своими военными воспоминаниями, Гурам Хагба рассказал, что впервые встретил художника и участника грузино-абхазской войны Руслана Габлия в Верхней Эшере.
"Это было в апреле. Нашу бригаду отправили в Верхнюю Эшеру. Мы искали вражеские танки, сидели на позиции, на холме, и ждали, пока кто-то вылезет. Когда я повернулся, увидел, что меня рисуют. Я спросил, что он делает, и один из его друзей ответил мне, что он художник. Он рисовал ребят на позиции, там мы и встретились", – поделился воспоминаниями Хагба.
В то время, как Руслан Габлия рисовал его, Хагба с друзьями играл в домино. И вдруг рядом с ними разорвался какой-то снаряд, осколок пролетел мимо его головы и вырвал из его руки игровую кость. Гурам Хагба чудом остался жив.
"Потом в нашу сторону полетели снаряды, мы зарылись в блиндажи. После этого видел рисунок всего раз, Руслан себе его забрал. Я часто наблюдал за тем, как он рисовал бойцов, и был восхищен его творчеством", – сказал Хагба.
Мы ничего не забыли, такое не забывается, просто вспоминать и говорить об этом трудно, отметил Хагба.
"56 дней охотился за танком "Бродяга". Поймал его в Верхней Эшере. Сейчас об этом легко говорить, но 56 дней сидеть в одном месте и ждать, когда холодно и есть нечего… Но все равно поймал его", – сказал Хагба.
День Победы
"27 сентября был освобожден Сухум. Враг должен был покинуть город, мы могли бы отрезать ему путь отступления на Красном мосту, но погибло бы больше людей. Мы дали им дорогу, они бежали. 30 сентября дошли до Гала", – сказал герой нашего проекта.
Несмотря на серьезное ранение, полученное Гурамом Хагба 23 июня 1993 года, он вернулся обратно на позиции, к своим друзьям.
"Получил я ранение, когда был на позиции. Мне сделали обезболивающее, которое мне немного помогло, заглушило боль. Когда пришел в себя, был уже в Новом Афоне, в монастыре, там был госпиталь. Потом мне рану перевязали и отпустили. Дома никто не знал, что меня ранили, я не сказал. Как только меня отпустили, я сразу вернулся к своим друзьям. Когда привыкаешь, когда твои боевые товарищи становятся твоими лучшими друзьями, сложно не вернуться", – сказал Хагба.
После того как Галский район был освобожден, Гурама Хагба направили в Очамчыру.
"После победы не сразу смог вернуться домой. Меня отправили в Очамчыру. Попал в группу "Басиак", поднялись на Ануаа-рху. Пришлось месяц просидеть в снегу. Чтобы взять Лату, шли через Ануаа-рху. Там подбили много бронетехники. Только после того как освободили Цебельду, я вернулся домой", – отметил Хагба.
Гурам Хагба говорил, что ему немного неудобно говорить о том, как он воевал, не по-абхазски это, об этом могут рассказать мои друзья, сказал он.
Гурам Хагба — мастер конного спорта Абхазии и Грузии. Лошадьми он занимается уже больше 38 лет, команда, которую тренирует Хагба, ежегодно принимает участие в скачках.
"Впервые на коня меня посадил Цик Лакрба. Первого моего коня звали БТР, он был очень шустрым. Все свое детство я провел рядом с ними. После войны купил за 90 тысяч коня. Люблю я лошадей очень. Жизнь без них не представляю", – признался Хагба.
Герой нашего проекта Гурам Хагба удостоен звания Герой Абхазии.