Астанда Ардзинба, Sputnik
Китай задался целью восстановить Великий шелковый путь – торговую дорогу, соединяющую Китай и Европу. На амбициозный проект Коммунистическая партия страны готова потратить десятки миллиардов долларов.
Китайские инвесторы в Абхазии
О том, что руководство КНР пытается всячески стимулировать своих инвесторов вкладывать в развитие инфраструктуры в тех странах, в которых пройдут торговые пути, соединяющие Китай с Европой, в СМИ пишут уже последние двадцать лет. Теперь этот вопрос напрямую коснулся Абхазии.
На прошлой неделе в Москве две компании, "Китайская железнодорожная корпорация China Railway" и российская "Региональные проекты", подписали меморандум. Стороны планируют в 2016 году начать строительство автомобильной и железнодорожной трассы, которая свяжет российский Северный Кавказ с черноморским побережьем Абхазии.
Китайская государственная компания намерена выступить в качестве инвестора и вложить до трех миллиардов долларов в транспортный проект. В рамках комплексного развития горно-рекреационной территории "Эльбрус" предполагается построить аэропорт в районе города Баксан в Кабардино-Балкарии и морского порта в районе города Очамчыра.
"Абхазия уже заявила о своей заинтересованности и готова обсуждать проект", — рассказал в интервью Sputnik вице-президент Абхазии Виталий Габния.
По его мнению, новая дорога даст Абхазии большие возможности.
"Бытует мнение, что Абхазия сегодня – это тупик, депо. Это не так! У нас два направления: на Псоу —к России, и на Ингур, где мы граничим с враждебной Грузией. Новый транспортный проект нас гарантировано уводит от Грузии, дает нам возможность также воссоединиться с абазинами, заработать большие деньги и создать множество посреднических фирм, разрешая проблемы занятости населения", — сказал Габния.
Через нашу республику КНР предполагает получить возможность морского выхода на европейский рынок, таким образом, восстановить важное западнокавказское ответвление Великого шелкового пути.
Сиань — Себастополис — Константинополь
Великий шелковый путь ведет свою историю со II века до нашей эры. Караваны из Сианя, древней столицы Китая, шли через горы, пустыни и степи, через территорию современных Узбекистана, Казахстана, Ирана, Ирака, Сирии и Ливана и достигали границ Римской, а после Византийской империи. Это был важный торговый путь, который связывал Азию и Европу, обогащая заодно все страны, через которые он пролегал.
В эпоху раннего средневековья военное противостояние Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заставило изменить караванные маршруты и направить трассу в обход Ирана. Именно в этот период появились три Западнокавказских ответвления Великого шелкового пути, так называемый "северный маршрут". В частности, из Средней Азии дорога шла на Северный Прикаспий и степи Предкавказья. После по долинам рек Большая Лаба, Большой Зеленчук и Теберда пролегала к перевалам Санчаро, Цагенкер, Клухор в Абхазию, спустившись с которых, путники попадали в черноморские порты — Себастополис (ред. — Сухум) и Питиунт (ред. — Пицунда).
Источники подразделяют два "рукава" северокавказского этапа Великого шелкового пути: Мисимианский путь и так называемый Даринский. Создано много вариантов реконструкции этих путей через горную и степную части Северного Кавказа.
В учебнике "История Абхазии" под редакцией Бгажба и Лакоба, в частности, отмечается, что Мисимианский путь сопоставляют с дорогами через Мамисонский перевал, через ущелье Ингура и вдоль Военно-Сухумской дороги. Даринский путь одни ведут через Клухорский перевал, другие – через Санчарский.
Таким образом, Абхазия была связана через древние торговые пути со странами Европы и Азии.
Великий шелковый путь был востребован до XV века. В результате многочисленных войн и вторжений сухопутный транзит из Китая в Европу фактически был заморожен. Османская империя взяла под контроль восточное Средиземноморье и монополизировала торговлю с Востоком. Европейские купцы проложили новую морскую дорогу на Восток, и древние караванные пути пришли в упадок.
Забытая дорога
Военно-Сухумская дорога издавна связывала Черноморское побережье с Северным Кавказом. Название этого пути, протяженностью 275 км, отсылает нас ко времени Кавказской войны.
Дорога была построена во второй половине XIX века для переброски военной техники и нужд экономики. Военно-Сухумская дорога начинается в трех километрах восточнее Сухума в поселке Мачара, отходит от шоссе и идет по правому берегу рек Мачара и Кодор. Дорога проходит мимо крупных сел Мерхеул, Цабал, Амткел, Лату, Ажара и Чхалта.
Регулярные передвижения людей по ней начались еще в каменном веке. В раннем средневековье через Клухорский перевал и соседние перевалы ходили древнегреческие купцы. Позже в VI веке здесь пролегало ответвление Великого шелкового пути, соединяющего Византию и Китай. В эпоху Абхазского царства, как утверждают некоторые историки, через перевалы распространялось христианство, о чем свидетельствуют расположенные вдоль пути церкви и храмы в Цебельде, Дранде. В ХIV – XVI веках по этой дороге направлялись на Северный Кавказ итальянские купцы, доставляющие товары в Золотую Орду.
Сухумская военная дорога действовала много лет, некоторые ее участки были взорваны советскими войсками, которые опасались, что "Эдельвейс" (1-ая горнострелковая дивизия немецкой армии — ред.) проникнет в Абхазию. После окончания Великой Отечественной войны и до сегодняшнего дня дорогу так и не восстановили.
Альтернативный путь
Руководство Абхазии, комментируя реализацию транспортного проекта, заявляет о том, что маршрут пути необходимо продумать лучше. Если российская и китайская стороны при подписании меморандума в Москве упомянули дорогу от Поляны Азау (КБР) через Кубанское ущелье (КЧР) в Кодорское ущелье в Абхазии, то власти республики настаивают, что дорога по заповеднику не пройдет.
Оптимальный вариант, по мнению вице-президента Виталия Габния, – это дорога через Ткуарчал с выходом на Военную Сухумскую дорогу и оттуда к перевалам Главного Кавказского хребта.
"Дорога имеет смысл только с привязкой к порту, который можно построить только в Очамчыре. Там удобное глубоководное место. Соответственно и дорога должна выходить к порту, в этом смысле дорога через Ткуарчал оптимальная. Этот город, спутник угольной промышленности, умирает, поскольку уголь уже не востребован как продукт. Этот проект поможет его оживить", — отметил Габния.
Тем не менее, абхазские ученые выдвигают и свои предложения. Президент Географического общества Абхазии Левард Барцыц представил альтернативный вариант прокладки Транскавказской дороги, западнее, от села Ачандара в Гудаутском районе через высокогорное село Псху и далее через перевал до местечка Пхия на Северном Кавказе.
Этот путь наиболее короткий, протяженностью в сорок километров, отметил Барцыц.
"Это вопрос, который мы разрабатывали более десяти лет. Мы проводили не только физико- географические исследования, но и геологические, гидрофизиологические и другие. Создавая карту Абхазии, мы изучали всю Абхазию. На наш взгляд – это самый оптимальный вариант", — отметил ученый.
В Кодорском ущелье же есть оползневые участки, восточные районы Абхазии в целом находятся в эпицентре сейсмологической активности, добавил он.
Барцыц также отметил, что транскавказская дорога через Псху позволит развивать горно-рекреационные образования, отметил Барцыц.
"Оттуда же можно вывести дорогу и на Красную поляну, и на Рицу. Получится центр горных рекреационных систем", — считает Барцыц.
Этот и другие варианты маршрута Транскавказской дороги могут быть рассмотрены на заседаниях рабочей группы по реализации транспортного проекта. Абхазские экологи и ученые получат возможность принять участие в ее работе.