Sputnik, Наала Авидзба.
Уже более полувека в Гагре работает стоматолог-хирург Борис Николаевич Яногян. В городе рассказывают, что это старейший стоматолог Абхазии. В семье Яногян он не единственный врач. Старшая сестра Бориса Николаевича тоже была стоматологом, так же, как и его брат, живущий сегодня в Ростове.
Мыслей о том, чтобы поступить на медицинский факультет в школьное время у нашего героя не было. После того как репрессировали отца, матери пришлось одной воспитывать и ставить на ноги восьмерых детей.
"Особо в школе думать о высшем образовании, осознавая наше материальное положение, не приходилось. Когда старшая сестра окончила школу, поехала в Харьков, поступила в институт, она стала меня "обрабатывать", уговаривать", — рассказывает Борис Яногян.
Ей удалось это сделать, и оба брата отправились следом за ней. Школьных знаний в то время было совершенно достаточно, чтобы осваивать вузовскую программу, вспоминает Борис Николаевич. А вот стойкий интерес к медицине сформировался у него не сразу.
"Признаться, поначалу, когда шли общие предметы, химия, физика, все еще ничего было. Но, когда столкнулись непосредственно с медициной, с кровью, с трупами, был момент, когда думал, что брошу, не выдержу, не могу. А потом акклиматизировался", — улыбается доктор.
После пяти лет учебы юный выпускник получил направление в Полтавскую область Украины. Там в поселковой амбулатории все нужно было начинать с нуля, и в конечном итоге, получив открепление, коренной житель Гагры отправился домой.
"Я вернулся сюда, в свою Гагру", — говорит он.
В гагрской больнице тогда было два стоматологических кабинета, и врачи работали в две смены: лечебники и протезисты. Молодого специалиста Бориса Яногяна сначала взяли на работу туда, а через три года пригласили на работу в санаторий "Украина". Несмотря на юный возраст и относительно небольшой опыт своей работы, он вызывал доверие у пациентов и коллег-врачей.
"Там я проработал 30 лет. Коллектив стал второй семьей", — с улыбкой вспоминает доктор.
Там же он стал Отличником здравоохранения Советского Союза и получил звание ветерана труда.
Сегодня Борис Николаевич ведет прием только в качестве хирурга. Но обучаться этому ему пришлось самому, в военное время.
"Когда началась проклятая война, санаторий закрылся, я сидел дома. Хирургом до этого работал грузин. Он уехал. Главврач Валентина Николаевна Чачба попросила мою сестру позвать меня к ней. "Выручай меня, мне нужен хирург", — сказала она мне. И вот с мая 1993 года я стал хирургом. И с ранениями привозили, всякое бывало. Тут я, хочешь-не хочешь, стал хирургом".
Как признается Борис Николаевич, он сам боится садиться в стоматологическое кресло к своим коллегам.
"Я такой же человек, как и мы все. Все боятся боли".