Sputnik, Саид Барганджия
27 февраля 1919 года в свет вышло первое издание первой национальной газеты Абхазии "Аԥсны" - это событие и послужило тому, что 27 февраля абхазские журналисты отмечают свой профессиональный праздник.
Абхазская журналистика имеет свою историю и специфику. За долгие годы школа абхазской журналистики воспитала множество выдающихся и талантливых профессионалов.
Даже в тяжелые годы грузино-абхазской войны журналисты были на передовой, собирая информацию, понимая, что у экранов телевизоров и у радиоприемников собираются сотни людей в ожидании новостей.
Военные корреспонденты были солдатами "информационного фронта" Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 годов, рассказала в одном из интервью Sputnik военный журналист Екатерина Бебиа.
После войны прошло больше 20 лет, многое изменилось, в том числе и стиль подачи информации, да и сама журналистика в целом.
О проблемах современной абхазской журналистики рассказал гендиректор единственного негосударственного телеканала Абхазии "Абаза ТВ" Руслан Хашиг.
Он отметил, что одна из основных проблем нашей журналистики - редкое звучание абхазского языка.
"Необходимо сделать все возможное, чтобы абхазский язык читали, видели и слышали. Эта проблема национального масштаба", — отметил Хашиг.
Руслан Хашиг отметил, что на разных этапах исторического развития журналистики наблюдалась и разная степень доверия общества к абхазским СМИ.
"Я застал предвоенный и военной период, и если сравнивать с сегодняшним днем, то в годы войны доверие и отношение к СМИ было более высоким, нежели сейчас", — считает Хашиг.
В послевоенные годы, по мнению Руслана Хашиг, началась «игра телевизионным эфиром".
"Не соблюдались элементарные нормы журналистики по объективному освещению тех или иных событий", — пояснил гендиректор телевидения.
Хашиг отметил, что особенно в предвыборные периоды эфир начинал превращаться в политическую борьбу.
"К большому сожалению, высокий процент абхазской журналистики был втянут в политическую борьбу между определенными политическими силами в Абхазии. Абхазская журналистика, особенно с начала 2000-х годов, не смогла дистанцироваться от внутриполитической борьбы и быть вне этой борьбы. Если бы мы смогли этого достичь, особенно в начале нынешнего века, то и отношение в обществе к журналистике, и сама абхазская журналистика находились бы на другом уровне", — считает Хашиг.
Руслан Хашиг отметил, что каков уровень абхазского спорта, политики, бизнеса, в принципе, всех сфер жизни государства — таков же уровень и абхазской журналистики.
"Журналист должен быть честным, только это качество ему дает право работать в этой профессии", — сказал Руслан Хашиг.
Директор государственного информационного агентства "Апсныпресс" Рената Чагава считает, что говорить обстоятельно о полноценной, качественной абхазской журналистике можно тогда, когда она, наконец, будет соответствовать профессиональной журналистике на абхазском языке.
"Все остальное — самообман. Игнорируется самое важное качество, которое, собственно, и позволяет журналистику в нашей стране называть абхазской. Знающие язык журналисты должны сделать его рабочим, невладеющие — выучить. Пусть и в 30, 40 и 50 лет", — отметила Чагава.
Директор "Апсныпресс" подчеркнула, что не стоит забывать о том, что волю народа, его боль, переживания невозможно выразить сполна ни на каком другом языке, кроме родного. Она добавила, что сегодня это и есть проблема номер один в отечественной журналистике, которая, по идее, должна быть локомотивом для сохранения и развития языка.
По ее мнению, любое СМИ влияет на политический курс страны, и тут главный вопрос заключается в степени влияния.
"Все действия законодательной и исполнительной власти широко и детально освещаются, анализируются, одним словом, естественный процесс для недопущения "информационных обвалов" на пути от события до потребителя успешно выполняется. А что касается конкретно вопроса "о влиянии журналистики на политику", должно быть четкое понимание, что журналист и политик — это разные люди. Каждый должен заниматься своим делом", — сказала Чагава.
Она подчеркнула, что большинство абхазских СМИ являются элитарными, здесь нет стремления к дешевым сенсациям.
"Слава Богу, традиции абхазской журналистики это исключают. Я убеждена, что доверие к абхазским СМИ со стороны читателей достаточное", — пояснила Чагава.
С каждым годом в Абхазии наблюдается все больший приток молодых журналистов. Для многих профессия становится смыслом жизни, многие не выдерживают ритм и уходят.
"Это очень динамичная работа, которая требует полной самоотдачи. В особенности это касается новостной сферы. Но я совершенно уверена, что редакция новостей — это начало начал и отличная школа, она закаляет. Молодой журналист учится каждый день, даже если у тебя за спиной тысячи интервью и статей, тебе все равно есть куда стремиться. Для меня источник вдохновения — удачные работы других журналистов", — считает молодой журналист информагентсва Sputnik Астанда Ардзинба.
По ее словам, не каждый может писать хорошо — этому невозможно научить. Она считает, что можно показать примеры, рассказать о некоторых приемах в письме, но не более.
"Замечания редактора дадут положительные результаты, если почва для них будет благодатной", — добавила Астанда Ардзинба.
Астанда Ардзинба говорит, что журналистика утомляет: новые люди, вопросы, ответы, комментарии, инфоповоды, бесконечный мониторинг, в какой-то момент молодой журналист может перегореть.
"Но однажды попав в эту сферу, из нее сложно вырваться. И цепляет она, прежде всего, своей творческой составляющей и уважением к свободе личности. Не может быть среди журналистов конформиста, чтобы творить, нужна внутренняя свобода. Потому и сложно представить редакцию, где шеф — не твой друг", — сказала она.
Основы абхазской журналистики, заложенные в 1919 году Дмитрием Гулиа в издании первой абхазской газеты "Аԥсны", сыграли значимую роль в укреплении национального самосознания абхазского народа, в сохранении и развитии абхазских языка и культуры.
Несмотря на все трудности, спустя практически век, абхазская журналистика продолжает существовать и развиваться. В профессию приходят молодые и талантливые журналисты, информационное поле Абхазии становится более насыщенным, а у абхазского общества есть возможность сравнивать и анализировать полученную информацию.