Молодой предприниматель Денис Саманба рассказал корреспонденту Sputnik Анжелике Бения о знакомстве со своей большой абхазской семьей в 21 год и о спортивной цели— на велосипеде доехать от Сухума до Москвы.
– Я знаю, что вы родом из Луганска, как и когда вы приехали в Абхазию?
– Когда я шесть лет тому назад впервые приехал в Абхазию, мне был 21 год. До приезда я не имел об Абхазии никакого представления. У меня отец абхаз, а мама славянка, она воспитывала меня на Украине. Я жил на Украине. Когда приехал в Абхазию, для меня она была абсолютно новым миром, я несколько лет не мог ни в чем себя найти. Я не понимал этот менталитет. У меня не было ни друзей, ни работы. Я пытался адаптироваться, думал, правильно ли сделал, что приехал. Но жизнь все расставила по местам, я понял, что принял правильное решение. Родом я из Луганска. Той страны, которую я любил, того города уже нет. Непризнанная республика, новообразованная, очень много параллелей с послевоенной Абхазией.
Сегодня, помимо занятий техникой, я стараюсь всеми силами пропагандировать здоровый образ жизни в стране, популяризирую спорт, как могу, ищу единомышленников. Хватаюсь за все интересные социальные проекты.
– Сегодня считаете ли вы Абхазию своей родиной?
– Сегодня да. Раньше я только слышал о ней. Отец долго уговаривал меня приехать, я не решался. Не хотелось приезжать в Абхазию, пока не встал на ноги. Мне хотелось приехать независимым, но не получилось, приехал я зависимым, не реализовавшим себя никак, и тут начал браться за все, что мог.
– Первое, что вы сделали, когда приехали в Абхазию?
– Я ничего не сделал. Я пытался адаптироваться. Понять, а понять было сложно. Внутри я не ощущал себя частью народа, в то же время я не был приезжим, я не был туристом, у меня абхазская фамилия, и это легло на мои плечи большим грузом ответственности. И я не знал, что с этим делать.
Я понемногу начал погружаться в местную культуру. Прочел книгу Ивана Папаскири "Женская честь", был впечатлен, она многое для меня открыла.
– Вы сказали, что когда вы приехали в Абхазию, вам было 21, вы были студентом?
– Я учился в киевском политехническом институте. Я был на втором курсе, когда решил бросить учебу, потому что учился на бюджете и тогда не знал о таких понятиях как связи, лимиты. Я поступал сам, я ценил учебу, но в какой-то момент понял, что двигаюсь не в ту сторону. Мне с детства не нравилось делать что-то, что принято обществом, не задумываясь о том, хочу я этого или нет. Я всегда спрашивал себя, нужно ли мне это? И понял, что учеба в политехническом институте — это не то, что мне нужно. Это был мой первый взрослый поступок.
– Сейчас уже вы не жалеете, что поступили именно так?
– Я ни о чем не жалею. Потому что жизнь и так коротка, зачем жалеть и думать об утраченных возможностях.
– А продолжить учебу в Абхазии вы не думали?
– Я поступил в Абхазский государственный университет. Родители всегда переживают и хотят, чтобы у детей было высшее образование. Мало ли что в жизни произойдет. Я не очень верю в это "мало ли". Не могу сказать, что всего себя отдал учебе, так как была работа, я развивал свой проект, но мне было интересно учиться. Я окончил экономический факультет, мне понравилось. Наверное, у малого количества местных людей есть возможность сравнить АГУ с иностранным вузом, у меня такая возможность была. Несмотря на то, что я учился в одном из лучших вузов Украины, могу сказать, что АГУ — сильный вуз, особенно экономический и юридический факультеты.
– Вы сказали, что у вас есть свой проект, чем именно вы занимаетесь?
– Когда приехал в Абхазию, мне нужно было что-то делать. На тот момент мне была интересна исключительно техника. У меня не было возможностей, и я начал с малого. Понятие стартового капитала только сниться могло.
Я работал у брата на сухумском рынке в магазине бытовой техники, взял зарплату на месяц вперед, поехал в Сочи, купил флешки. Продал их тут, купил чехлы, с этого все и началось.
Я мечтал, что однажды моя работа приведет к тому, что я окружу себя командой единомышленников, людьми, которым не безразличен мой мир, которые не боятся выполнения поставленных задач. Не побоюсь этих слов, если у меня будут дети, я им дам максимальную свободу выбора, дам им понять, что перед ними открыты все двери мира и им доступно все, что нет предела человеческим возможностям. Когда говорят, что это сложно, что ничего не получится и невозможно, меня это веселит. Потому что иногда люди вешают ярлыки, даже не попробовав.
– Возможно, так и возникла идея доехать на велосипеде от Сухума до Москвы…
– Я всегда был далек от спорта, но мне нравилась эта тема. Для меня неважен вид спорта, просто меня привлекают тренировки, физическая нагрузка, преодоление чего-то, выйти за пределы данного природой. Я толком не занимался спортом. Бегал летом. Когда приехал в Абхазию, увидел, что на берегу давали велосипеды на прокат. Я брал несколько раз. Потом приобрел себе велосипед, на тот момент в Абхазии их было мало, купил себе еще велоформу.
Когда начал развивать свой проект, не было уже на спорт ни времени, ни сил. Вернулся к спорту только в мае прошлого года. Наверно, с мая нужно отсчитывать начало всей этой истории, когда мне захотелось впервые потренироваться как настоящему спортсмену.
Несмотря на то, что у меня запреты на сверхнагрузки от кардиолога и окулиста, я решил пробовать. Поставил себе цель в течение месяца проехать из Сухума до Афона и обратно, со средней скоростью не менее 30 километров в час. Когда готовился к этому, не въехал в один поворот и попал в аварию, немного повредил себя, а через 18 дней — запланированная мною поездка. Через два дня после аварии, весь зашитый и забинтованный, я пришел в тренажерный зал, через пять дней после аварии сел на велосипед. Смог проехать, все это освещал в соцсетях. Мне было приятно, что смог — была цель, преодоление, достижение. После этого летом периодически катался между городами.
– И это приобрело более масштабный характер…
– Да. Прошлым летом я был в Москве в Крылатском, там есть велотрек, главный в СНГ, и огромный парк, в котором мало пешеходов, только велосипедисты. И в России, и в Украине, и в Абхазии видел людей на горных велосипедах, кросс-кантрийных, а на шоссейных я мало кого встречал. В этом парке практически все были на шоссейных велосипедах. Я был удивлен. Для меня это была, так скажем, веломекка. Я видел, как профессионалы тренировались с обычными любителями. Я подумал, что было бы круто прокатиться, но велика не было. Решил привезти, можно было на машине, на поезде, на самолете.
Прошло полгода, и мне пришла мысль, поехать туда на велосипеде. И чтобы это не осталось нереализованной идеей, я в тот же день в соцсети написал, что ровно через шесть месяцев будет старт на велосипеде из Сухума до Москвы. Я выбрал день старта, ровно год с момента той даты, когда я доехал до Нового Афона. Стартую 18 июня 2016 года.
– Так как это будет летом, возможно, ситуация усугубится жарой. Есть у вас какая-то стратегия поездки?
– Я два месяца просто набирал форму. Сегодня осталось три месяца до старта. Сейчас я перехожу к следующему этапу подготовки, я планирую 16 часов в день крутить педали. И при этом четыре часа ночью и четыре часа днем отдыхать. Нужно перекроить свой график. Эти месяцы до старта нужно быть в том же ритме. Сложность еще заключается в том, что у меня есть обязанности, работа, помощь близким. И не все так просто. Если бы я мог посвятить себя только тренировкам, не было бы никаких проблем. Иногда за день не получается поесть и только вечером понимаешь, что голоден, а у тебя на носу тренировка. Это звучит непрофессионально, ну и пусть, я не профессионал. На данный момент я пока смутно представляю себе, как все это будет происходить. Как я буду преодолевать перевалы, спуски, подъемы.
– А вы консультировались со спортсменами, которые совершали что-то подобное?
– Хочу проконсультироваться с тренером по велоспорту в Сочи. В Абхазии, в принципе, мало людей, которым нравятся поездки на большие расстояния на велосипеде.
– Нужна серьезная физическая подготовка, так как преодолеть придется около 2 000 километров. Вы считаете, что вы готовы?
– Максимум я ездил из Сухума до Рицы и с Рицы до Псоу за один день. Дорога Сухум-Рица заняла у меня 4 часа. Придется выжать максимум.
– А зачем вообще вам это нужно?
Я понимаю, что про это будут говорить и писать, потому что это, как минимум, привлекает внимание. Мне будет приятно показать пример школьникам, подросткам. Если они увидят, что обычный человек смог это сделать, то они, у которых все впереди, смогут выбрать любое направление и достичь успехов.