Часто слышу о людях как характеристику — "воевал” или “не воевал". Как и многие граждане нашей республики, я тоже считаю, что взяться за оружие, когда Родина в опасности, — долг каждого. И cлава богу, что в самое тяжелое для нас время таких оказалось достаточно!
Люди бывают разные, и не все из нас способны стрелять, пусть даже во врага. Но это не означает, что они не могли бы оказаться полезными в тылу. Ведь много пользы можно приносить, находясь при штабах, например. Некоторые именно так и поступали: готовили, отвозили провизию на передовую, лечили, кто-то вел информационную борьбу и так далее.
Не стоит забывать о тех, кому пришлось находить деньги за пределами нашей республики, для того чтобы завозить сюда оружие, еду, лекарство, вывозить раненых, определять их в клиники, устраивать беженцев — одним словом, забот было достаточно. Разве это не большой вклад в общее дело, разве без этого можно было обойтись в той ситуации?
Тогда, в те не столь далекие времена, когда всех нас объединила главная задача — выжить, мы все думали, что, победив, сможем построить "супергосударство". Но испытание победой, испытание некоторой степенью свободы действий дается нам нелегко, ведь мы — простые смертные, и нам не чужды все возможные мирские пороки. И тем, кто воевал, и тем, кто не воевал.
Почему в мирное время, поступая так или иначе, некоторые из нас (подчеркну, что не все) не задумываются о моральной ответственности, которую взяли на себя, задав высокую планку защитника, героя, ведь эту модель поведения копирует подрастающее поколение? Об этом ли мечтали те, кто сложили свои головы? Вопросов больше, чем ответов.
Может ли факт участия в военных действиях дать иммунитет человеку в обществе на совершение незаконных действий, не говоря уже о торговле национальными интересами? Однозначно — нет, но есть ощущение, что некоторые люди себе такой иммунитет "прописали" сами. И проявляется это даже в мелочах, на уровне быта – в поведении на дорогах, в попытках быть над законом, в уверенности полной вседозволенности и безнаказанности.
Этот путь, как показывает практика, тупиковый. Путь, когда человек, некогда совершивший подвиг для своей страны, считает, что имеет право, пусть даже в малом, но предавать интересы того самого государства, доставшегося ценой таких усилий и потерь.
Часто можно услышать доводы: мы, вояки, решили, что это неправильно или, наоборот, правильно. Либо — мы решили, что это можно делать или, наоборот, нельзя (тут уж неважно, по какому вопросу спор).
При принятии решений по судьбоносным для страны вопросам авторитетность мнения людей, некогда рисковавших самым ценным – жизнью, оспорить сложно. Но у каждого конфликта есть две стороны. И мнения по разную сторону "баррикад", как правило, противоположные. Но и с той, и с другой стороны, по иронии судьбы, оказываются люди, чью преданность государственности абхазской ни у кого не хватит смелости поставить под сомнение. И что тогда?
Есть только один рецепт – здравый смысл и интересы государства, которые, как бы банально это ни звучало, должны быть превыше всего. В погоне за личными интересами мы забываем о главном – о том, ради чего когда-то начиналась борьба нашего народа, ради чего погибли сотни героев.
А тем, кому совесть позволила когда-то остаться в стороне от боли своего народа, не составит труда в любой другой момент смалодушничать еще раз. Некоторые пошли еще дальше, оказавшись всеми правдами и неправдами в списках воевавших, в очереди на награды, с претензией на почет и уважение. Но это уже совсем другая история…
Как сказал наш Фазиль, "кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека". Остается только пожелать словами все того же классика, жить с которым в одну эпоху и учиться у которого нам выпала большая честь, "хорошо бы нам так приветствовать друг друга: "Бодрой вам совести, друзья!"
Нам всем нужно осознать ту степень ответственности, которую наложило на нас "время, в котором мы стоим". Ведь мы в долгу перед теми, кому на долю выпало умереть за нашу свободу, но не выпал шанс налаживать мирную жизнь и строить свою государственность. И именно на тех, кто был рядом с павшими на полях сражений, на переживших тогда все ужасы войны, сегодня, на мой взгляд, еще больше ответственности — моральной. Именно они должны стать для нас примером.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.