Sputnik, Астанда Ардзинба.
"Река Фаша: широка, как река Дунай. В некоторых местах имеет ширину в одну милю. Самое узкое место — 0,5 мили. Глубина составляет 8-10 куладжи. Заходят туда корабли, идущие в Мегрелию и Абаза. Поднимаются вверх на 100 миль… На восточном берегу непослушные мегрельские села. Западный берег — страна абазского племени чач… Проехали эту реку и направились на запад. Целый день ехали вдоль берега Черного моря и достигли страны Абаза".
Так начинается повествование известного турецкого географа и путешественника XVII века Эвлия Челеби о поездке по Абхазии. Описание "прекрасной страны Абаза" вошло во второй том его десятитомных путевых заметок, известных под названием "Книга путешествий".
"Начало страны Абаза, находящейся целиком на северном берегу Черного моря, река Фаша и окончание границы — расположенная к западу на 42 дня ходьбы гавань Анапской крепости около Таманского полуострова, принадлежащего Кафскому вилайету…", — писал путешественник.
Из описания видно, что автор противоречит сам себе, сначала отмечая, что Абаза начинается с реки Фаша, которая разделяет ее с мегрельскими племенами, а заканчивается у гавани Анапы, вместе с тем он же пишет, что, миновав реку Фаша, они "направились к западу, весь день плыли вдоль берега Черного моря и достигли страны Aбазa", которая, по его словам, "расположена целиком на северном берегу Черного моря".
Встает вопрос, что это за загадочная река Фаша, и где, таким образом, в его время проходила этническая граница между мегрелами и абхазами?
Существует мнение, что под Фашей, путешественник мог подразумевать реку Кодор, однако большинство историков, исходя из описания Челеби, не сомневаются в том, что Фаша — это река Риони. Они указывают на особенности описания судоходной Фаша (Фазис – древнее название реки Риони).
Это описание и по настоящее время занимает почетное место в историографии Абхазии. Челеби описывал племена по именам правящих родов — Чач (Чачба), Арлан, Чан (Цанба) с пристанью Какар (Гагра), Кечи (Гечба), Арт (Аредба). Отдельно он выделил область Садз, откуда родом его мать и дядя.
Именно благодаря путевым заметкам, которые Челеби успевал делать во время своих многочисленных поездок по Турции и соседним с нею странам, будь то Иран, Грузия или Абхазия, сын императорского ювелира, дервиша Мехмеда Зилли Эвлия Челеби вошел в историю. Его имя известно не только историкам, но каждому школьнику в этих странах. Потому как "Книга путешествий" стала ценным историческим источником, который позволяет узнать о прошлом народов, в том числе и Абхазии.
Челеби посвятил странствиям по территории Османского халифата и сопредельных государств более сорока лет. В Закавказье он был дважды в 1640-1641 и 1646-1648 годах. В Абхазии он побывал лишь однажды во время первого своего визита в регион.
Как рассказывает легенда, уехать в путешествие девятнадцатилетнего Челеби сподвиг сон. Ему приснился пророк Мухаммед, у которого он попросил помощи в путешествии, местный шейх истолковали сон по-своему. И вот при первой же возможности Челеби последовал совету оправиться в путь.
Сначала он подробно описал Стамбул и его предместья, на что ему понадобилось около десяти лет. Впервые из Стамбула Эвлия выехал в 1640 году в Бурсу, далее предпринял поездки в Измит и Трабзон, а в 1641 году отправился в первое длительное путешествие из Трабзона до Анапы по Черноморскому побережью. Именно тогда Эвлия описал родину своей матери, "страну Абаза".
Челеби отмечал, что Турция смогла покорить только морское noбeрежье Абхазии, в то время как в горные области османское влияние не проникало, и жители их, называемые "непокорным и мятежным народом", налогов не платили. Автор обычно всегда отмечает этнический состав населения, довольно подробно описывает города и укрепления, торговые и другие хозяйственные занятия людей. Указывает, например, что в Абхазии все разводят овец, коз и свиней.
Безусловно, известный путешественник и географ Челеби был выразителем идей своей эпохи, он был идеологом ислама и сторонник агрессивной политики Османской империи. Именно потому, что социальная среда, в которой он жил, оказывала не него определенное влияние. Книга Эвлия Челеби не свободна от субъективизма и ошибок, как всякий исторический источник. Историки, в частности, указывают на неточную локализацию границ описываемых им племен. Однако, несмотря на это, "Книга путешествий" — важный исторический документ. Значение ее тем более велико, что источников подобного рода, особенно по истории и этнографии Абхазии, очень мало.
Точная дата смерти Эвлия Челеби неизвестна, предположительно он умер в 1682 году в Каире. Его "Книга путешествий", спустя почти четыре века, по-прежнему имеет значимость как источник по истории, географии, лингвистике, архитектуре тех стран, в которых успел побывать путешественник.