Мой дедушка, Отырба Самсон Мадович, был уроженецем города Гудаута. Он прожил интересную, полную событий жизнь. После школы поступил в Сухумский педагогический техникум, по окончании которого работал директором Ачандарской школы. В 1931 году продолжил образование, теперь уже с экономическим уклоном в Ленинграде, в институте имени Молотова.
С 1939 года и до начала Великой Отечественной войны работал председателем Гудаутского горисполкома, предварительно окончив курсы политработников. В апреле 1941 года он получил звание политрук.
В этом году исполнилось бы 105 лет со дня рождения моего дедушки Самсона, в его честь назвали и меня. Мама всегда говорит, что я унаследовал от своего дедушки не только имя, но и его темперамент, отношение ко многим жизненным ситуациям. Для меня это предмет особой гордости.
Будущему поколению на память
Будучи человеком образованным, осознавая историческую важность событий тех кровавых военных лет, через многие годы после окончания ВОВ дедушка начал записывать воспоминания о пережитом на войне.
В ряды Красной Армии он попал в августе 1941 года, был пропагандистом военного госпиталя в Кутаиси. С июня 1942 года был назначен комиссаром продовольственного склада № 2525 46-ой армии.
Настоящий же бой он увидел осенью 1942 года, когда был назначен заместителем командира роты ПТР 75-го полка 31-ой дивизии 46-ой армии. Дивизия эта находилась северо-восточнее Туапсе, участвовала в освобождении станиц Хадыженская, Апшеронская, города Белореченск. В феврале 1943 года освободили город Краснодар.
"На подступах к Краснодару, у станицы Васюринская, немцы оказали сильное сопротивление, наш полк понес значительные потери. Перегруппировав свои силы, нам удалось прогнать немцев, очистить станицу Васюринская. Позже западнее Краснодара наш полк освободил станицу Елизаветинскую и Мариинскую и занял после этого оборону", — писал дедушка в дневнике.
Ненадолго попав в госпиталь, дедушка отстал от своей части, так как она была переброшена в Харьков. Его направили в 20-ую горно-стрелковую дивизию, в составе которой он сражался за освобождение станицы Крымская.
Дедушка пишет в дневнике, что в июне 1943 года приказом министра обороны был упразднен институт политработников. Всех политработников отозвали с фронта и направили в различные училища для переподготовки в строевые командиры. Его направили в Горьковское танковое училище. Оттуда в числе отобранных из числа образованных курсантов он был направлен в Ленинградскую высшую бронетанковую школу, которую на тот момент эвакуировали в Магнитогорск.
"В начале лета 1944 года, окончил курсы командиров танковых рот и поехал в Омск на танковый завод. Там получил танки, сколотил танковую роту, затем наша рота была направлена на первый Украинский фронт в треью танковую армию генерала Рыбалко. Мы прибыли в момент подготовки наступления на Львов", — вспоминал в дневнике дедушка.
После освобождения Львова рота направилась в Польшу. Как-то раз, говорится в дневнике, в одном из лесов рота попала под обстрел с воздуха.
"Бомбежка и обстрел наших танков продолжались с 9 до 13 часов. В эту тревожную ночь с 8 на 9 февраля никто не спал, ждали нападения немецкого корпуса. Утром 9 февраля танкисты обнаружили огромный подвал, при проверке оказалось, что там прятались более 1500 человек советских граждан, угнанных на принудительные работы в Германию. Всем им была оказана посильная помощь и указана дорога на восток – домой."
Наступление на Берлин
"16 апреля 1945 года. Первый Украинский фронт, в том числе и наша рота пошел в наступление на Берлин с берегов реки Нейсе. 21 апреля вышли к пригороду Берлина Тельтов. 22 апреля утром форсировали канал Тельтов и сосредоточились для штурма Берлина. Были сколочены штурмовые группы, в состав которых входили: пехота, артиллерия, саперные части, огнеметчики и танки. В течение 8-9 дней велись ожесточенные уличные бои, завершившиеся 2 мая разгромом многочисленного Берлинского гарнизона, который капитулировал", — говорится в дневнике.
"3 мая, рано утром дан приказ следовать в Чехословакию и освободить Прагу. Командующий нашей армией генерал-полковник Рыбалко поставил перед танкистами задачу оказать помощь чехам".
Долгожданная Победа
"9 мая, в 4 часа утра, мы ворвались в Прагу и вскоре освободили ее. Перед этим в 2 часа ночи московское радио объявило об окончании войны, о Великой Победе. Все мы ликовали. За отличные боевые действия третьей гвардейской танковой армии была объявлена благодарность, а нашему командующему Рыбалко присвоено высокое воинское звание маршала бронетанковых войск. К сожалению, он после войны прожил недолго, скончался в 1948 году, являясь командующим бронетанковыми войсками Советской армии…"
День взятия Берлина дедушка считал одним из самых счастливых дней в своей жизни, о чем сделал запись в дневнике: "Какой солдат Советской Армии не мечтал добраться живым до Берлина. На мою долю такое счастье выпало, мне довелось участвовать в штурме Берлина…"
Долгая дорога домой
После Победы Самсон Отырба продолжил службу в составе третьей танковой армии. Несколько месяцев находился в Чехословакии, затем в Австрии, Германии. В Советский Союз он вернулся в 1949 году, где отделом кадров бронетанковых войск был направлен служить начальником планового отдела на военную базу № 942 в Калининскую область. На этой базе прослужил до 1956 года, а затем уволился в звании майора запаса.
За участие в Великой Отечественной войне дедушка был удостоен трех орденов Красной Звезды, медалей "За оборону Кавказа", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", также имел множество других наград.
Дедушка был скромным человеком, но при этом общительным. Он много рассказывал мне о себе, о своей жизни, а мне всегда было интересно узнавать о нем все больше и больше историй. Мне было 15 лет, когда его не стало, но память о нем я сохраню навсегда и передам будущему поколению.