О том, как Эльвира Тодуа пришла в спорт и из всех видов спорта остановила свой выбор именно на футболе, расспросила спортсменку для Sputnik Алана Сабеева.
— Начнем, наверное, с вопроса, который тебе чаще всего задают. Эльвира, почему футбол, а не любой другой вид спорта?
— Думаю, это, скорее всего, судьба, и так должно было случиться. Я занималась многими видами спорта: баскетболом, дзюдо, спортивной гимнастикой, боксом, легкой атлетикой, ходила на кружок лепки. Мама хотела, чтобы я занималась танцами, и я пошла на танцы. Сложно представить, как ребенок все это успевал. Мои дни были расписаны, а еще надо было учиться. Кроме того, приходилось защищать честь школы на различных соревнованиях.
Постепенно все виды спорта отходили на второй план, а футбол остался. Сейчас могу сказать, что осталось, наверное, то, что дано было свыше и должно было остаться.
Все начиналось с игры во дворе в абхазском городе Ткуарчал. Я ходила хвостиком за братом, напрашивалась поиграть. Доходило до того, что брат сидел дома и просил отца запретить мне выходить с ним на улицу. Меня ставили в ворота, чтобы я не мешалась под ногами. А мне это очень нравилось. Я прыгала за мячами, пыталась отбивать и отстаивать ворота. Папа тоже играл в воротах, но в гандболе. Дядя — вратарь в большом футболе. Так что, видимо, это все гены.
— Как приняли твое решение родители, и в каком качестве они хотели бы тебя видеть в подростковом возрасте?
— Мама очень хотела, чтобы я занималась танцами, и была против моего увлечения футболом. Она закрывала меня дома, а я придумывала разные истории, чтобы сбежать на тренировки.
Было много разных отговорок, но самая интересная и долгая по продолжительности это моя история походов за хлебом. Я приходила из школы, ждала двух часов дня, выставляла сумку с формой за дверь, закрывала ее и говорила маме, что иду за хлебом, тренировалась полтора часа, потом бежала за хлебом и придумывала невероятные причины своему долгому отсутствию.
Однажды мама догадалась, что что-то не так, пошла за мной, пришла в магазин и обнаружила, что в магазине очереди практически нет, хлеб распродан, и меня там тоже нет. Она сразу поняла в чем дело и отправилась на стадион, где и нашла меня, грязную, гоняющую мяч. Когда я ее увидела, на моем лице был ужас. Со временем мама поняла, что для меня это очень важно и перестала сопротивляться.
Папа и брат меня поддерживали, особенно, когда увидели, что у меня получается. Сейчас мама рада, что они настояли на своем и "не дали испортить жизнь ребенку".
— После Отечественной войны народа Абхазии ты с семьей была вынуждена переехать в Краснодарский край, как часто бываешь у себя на родине?
— Мы уехали из Абхазии уже после войны. Во время войны наш город Ткуарчал находился в блокаде. Нельзя было ни въехать, ни выехать. Вертолеты с мирными жителями, которых пытались вывести, сбивали. После того как очередной вертолет сбили, вывоз населения прекратили.
Во время войны я много видела и пережила. Я видела, как летят снаряды, как они залетают в дома, как обстреливают город из града, зенитных установок. Мы с братом научились угадывать, из какого оружия ведется обстрел. Наша семья жила около госпиталя, мы видели, как на грузовиках привозили раненных и погибших. Я помню плач матерей, который был слышен по всему городу. Это было жутко.
Уже после приходит осознание того, что было. Может быть, поэтому у меня такой характер, стержень, и я такая сильная, крепкая, ни от чего не зависящая. Мне практически ничего не страшно. Главное, чтобы с моими родными все было хорошо. Все остальное — такие мелочи. Даже если меня будут резать, я буду улыбаться.
— Какое твое самое яркое воспоминание из детства, связанное с родным городом Ткуарчал?
— У меня было не самое беззаботное детство. Мы многое не видели, мы во многом были ограничены. Было много сложностей. Папе приходилось работать на четырех работах, чтобы содержать семью, но я очень благодарна своим родителям за все.
Есть моменты в жизни, которые закаляют. Возможно, если бы в то время я была постарше, у меня были бы какие-то психологические проблемы.
Мы жили без условий: ходили за водой, кололи дрова, грелись буржуйками. Военные делились с народом керосином, чтобы был какой-то свет. У брата из-за сырости появилась бронхиальная астма. Знакомые пригласили нас в гости в Ростовскую область. Мы приехали с одним чемоданом, и нас больше не отпустили. Папу устроили на ГРЭС в поселке Донской. Нам выделили комнату в общежитии.
Я прекрасно понимаю людей из Абхазии, Южной Осетии, всех тех, кому пришлось отвоевывать свою независимость. Всегда переживаю, скорблю, когда что-то случается. Ты воспринимаешь это все гораздо ближе к сердцу, когда ты все это сам пережил.
Я могу сказать без зазрения совести, что я очень сильный человек, именно благодаря тому, что мне приходилось бороться, добиваться всего самой.
Я и в спорте никогда не сдаюсь, даже если у меня есть травмы, болезни, проблемы, я все равно встаю и иду. Спасибо этому жизненному опыту. Мой характер не дает мне упасть, поэтому даже скрипя зубами, я делаю. Как бы тяжело не было, я иду вперед. Все трудности — это мелочи, в жизни можно и нужно добиваться многого. Всегда есть, к чему стремиться. Можно направлять себя в разные сферы деятельности.
— Следишь ли за достижениями абхазских спортсменов и как оцениваешь уровень спорта в этой стране, футбола в частности?
— Я всегда помню о своей республике и очень ей горжусь. У меня много друзей спортсменов в Абхазии. Я хорошо знакома с Русланом Аджинджал и тренером сборной Бесланом Гублия, общаюсь с абхазскими спортсменами. Отец тоже следит за тем, что происходит в республике.
- Эльвира, ты, наверное, знаешь, что в конце мая в Абхазии пройдет чемпионат мира по футболу среди непризнанных государств по версии ConIFA?! На твой взгляд, как это значимое для страны событие повлияет на развитие спорта в Абхазии?
— Не может не радовать факт, что чемпионат мира среди непризнанных республик пройдет у нас в Абхазии. Думаю, что это даст большой толчок для развития, как в спортивном направлении, так и политическом. Думаю, что массовое освещение чемпионата и вовлечение даст положительный результат.
— А ты будешь присутствовать на открытии чемпионата?
— Меня пригласили на открытие. Я постараюсь приехать, это большое событие, как для республики, так и для меня. Я очень хочу в такие моменты быть рядом со своим народом.
— На вопрос, чем отличается женский футбол от мужского, ты не раз уже отвечала в предыдущих интервью, а вот на твой взгляд, справедливо ли, что мужской футбол в разы популярнее женского?
— Самая основная проблема – это вопрос менталитета. У нас в России немного по-другому смотрят на женский футбол. Мужчины почему-то считают, что футбол — это не женский вид спорта, поэтому на него идут незначительные финансовые вложения, а значит, страдает развитие. Нет финансовых вложений — нет массовости, нет нужного освещения в СМИ.
Нужно дать толчок, нужно дать спорту возможность себя реализовать в России и в мире. Нужно больше открывать школ по женскому футболу. В мужских спортивных интернатах можно делать совместные команды, как в Европе, чтобы все играли вместе.
В России мало подобных школ. Если в ближайшее время на развитие женского футбола не обратят внимание и этим не займутся, то это приведет к отставанию нашей сборной.
— Женский футбол в Абхазии, честно говоря, не популярен. На твой взгляд, почему и что необходимо сделать для того, чтоб девушки в Абхазии стали играть с мячом?
— Тут дело в том внимании, которое уделяют женскому футболу. Я играю в частном клубе. Владелец клуба Дмитрий Саблин уже много лет старается развивать женский футбол. Он всячески пытается помогать его продвижению. Последнее время министр спорта России Виталий Мутко также довольно много внимания уделяет нашему виду спорта, но этого мало.
Не нужно относиться к женскому футболу как к неженскому виду спорта. Почему-то никто не считает баскетбол, волейбол, гандбол исключительно мужскими видами спорта.
Между тем, для FIFA и UEFA развитие женского футбола считается приоритетным направлением. И в России это будет, потому что у нас много талантливой молодежи, которые могли бы проявить себя. Ты можешь быть красивой, спортивной, успешной футболисткой и не быть мужеподобной, как считают некоторые.
Можно быть красивой девушкой, реализовывать себя как спортсмен. Сейчас много спортивных фирм, которые готовы подписывать контракты с футболистками. Я прикладываю максимум усилий, чтобы наш вид спорта был заметен. Я готова не спать ночами, если это сможет как-то способствовать развитию. Для меня футбол – это не только работа, это — жизнь. Хочется, чтобы его уважали. Кроме того, гораздо менее затратно развивать женский футбол, чем мужской. Годовое содержание женского клуба — это средняя месячная зарплата российского футболиста Премьер-лиги.
— Эльвира, ты четыре раза удостоена звания лучшего вратаря российского женского футбола, двукратная чемпионка РФ, обладательница кубка России, в чем секрет твоего успеха и есть ли он вообще?
— Я ко всем победам отношусь спокойно. Мне хочется максимально высоких результатов. У меня есть время возможности и силы, чтобы это случилось. Я работаю над этим. Но я живу по принципу, что если дано и суждено, то это случится, а я буду к этому стремиться.
Не могу сказать, что-то конкретно. Мне кажется, секрет в том, что я максималист. Даже если я останусь одна, я буду сопротивляться и биться до последнего, поэтому, может быть, и есть эти победы. Есть такая фраза: "Один в поле воин", наверное, это про меня.
У человека может не быть таланта, скорости, может не доставать способностей, но не может не быть характера. Для спортсмена главное – характер. У меня его хватает, могу поделиться, если нужно.
Я играла сначала в нападении, но с самого детства мечтала снова играть в воротах. Помню после нашего поражения в матче с "Кубаночкой", я сказала, что лучше бы играла в воротах. На следующее утро тренер проверял меня, за полтора часа тренеры мужчина и женщина забили мне два мяча. После этого мне разрешили стать вратарем. Я была безумно счастлива. Могу играть как в нападении, так и защищать ворота.
— Насколько нам известно, ты не замужем. Это связано с твоей деятельностью или же у тебя высокие требования к мужчинам?
— Я не могу назвать конкретную причину. В силу того что футбол — командный вид спорта, у нас много тренировок, сборов, выездов. Мы большую часть времени тратим именно на спорт. И так как мы девушки, хранительницы очага, то сложно совмещать спортивную карьеру и семейный образ жизни. Я считаю, что неправильно родить ребенка и оставить его на бабушку и дедушку или няню. Нужно делать одно дело и качественно. Я не могу не привязывать личную жизнь к футболу.
Мне кажется, нужно заканчивать со спортом, чтобы посвятить себя семье полностью. Раньше меня не отпускали из большого спорта. Сейчас я больше готова к созданию семьи.
— Эльвира, ты девушка с довольно яркой внешностью, популярная спортсменка и фотомодель, то есть нехватки внимания со стороны мужчин, уверена, не испытываешь. А вот что ты сама больше ценишь в представителях сильной половины человечества?
— Я, наверное, не встретила своего человека, которого бы полюбила, тогда все критерии отбора отойдут на второй план.
— Что бы ты сказала начинающим спортсменам, которые еще не определились чем именно заняться, чтобы направить их к футболу?
— Нужно слушать свой внутренний голос, чувствовать себя изнутри и идти к тому, к чему тянется душа. Это срабатывает на 200 %. Родители, друзья, бабушки, дедушки иногда могут лишить ребенка хорошего будущего, загубить олимпийского чемпиона. Не нужно бояться, надо идти вперед, заниматься спортом. Пусть будут молодыми, талантливыми, спортивными, успешными! Здорово получать удовлетворение от того, что ты делаешь.
Когда начинаешь заниматься спортом более серьезно, включается адреналин. Ты понимаешь, что чем дальше, тем серьезнее. Это затягивает, ты не можешь остановиться. Это жизнь, это твое. Сложно объяснить, это надо почувствовать.
— Если не футбол, то кем еще ты себя видишь?
— У меня много знакомых, которые говорят, что чем бы я ни занималась в детстве, мне бы в любом виде спорта удалось достичь успеха благодаря моему характеру. Я не могу сказать, чем бы конкретно я могла заниматься. У меня душа лежит к футболу. Сейчас мне даже не думается о том, что могло бы быть вместо него.
Я понимаю, что я останусь в женском футболе, спорте. Нужно делать то, что ты умеешь делать хорошо. Невозможно быть хорошим футболистом, а потом заниматься совсем другим направлением. Каждому стоит заниматься своим делом.
— Самое главное качество спортсмена на твой взгляд?
— Характер, злость, амбиции.
— А самое главное качество абхазской девушки?
— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я слишком рано уехала из Абхазии. Хотя я всем всегда говорю, что я абхазка, лицо "кавказской национальности".
— Что тебя может привлечь в человеке и что, наоборот, оттолкнуть?
— Не люблю предательство и обман.
— Что ты больше всего ценишь в людях?
— Меня привлекает искренность, открытость, доброта. Я считаю, что в наше время мало людей, которые искренне относятся друг к другу. Я сама такая, поэтому часто страдаю, открываясь людям.
— Умение прощать — это слабость или мудрость?
— Доброту за слабость ни в коем случае нельзя принимать. Если ты к человеку искренне относишься, с добротой и идешь ему навстречу, то это нельзя расценивать как слабость. Людям сейчас стоит быть добрее друг к другу, помогать ближним, больше улыбаться.
— Какой момент из жизни ты хотела бы повторить?
— Если брать спорт, то в моей карьере была победа в чемпионате Европы среди молодежи. Я бы хотела либо со своим клубом, либо со сборной России выиграть какие-нибудь крупные международные соревнования. Это настолько непередаваемые эмоции, что это невозможно повторить, это нужно снова почувствовать.
Хочется доказать самой себе и всем, что мы можем побеждать, несмотря ни на что. Россия великая страна, и нас не сломить. О каких-то личных жизненных моментах, которые хотелось бы повторить, пока сложно говорить.