В конце XIX века в Абхазии было всего шесть школ. Две из них находились в Сухуме — горская школа и женская гимназия. Но постепенно население города росло, жизнь людей менялась к лучшему, и многие начинали задумываться о том, чтобы научить детей грамоте. В городе одно за другим открывались разные учебные заведения. Среди них были два красивых кирпичных здания, построенные по проекту одного архитектора.
"В этот прекрасный сентябрьский день мы с мамой бодро отправились в школу. Мы вошли во двор, поднялись по каменной лестнице на обширную веранду с каменными колоннами и скамьями вдоль стены", — так описывает в одном из своих рассказов Фазиль Искандер свою родную школу и момент, когда он пошел в нее "поступать". Знаете ли вы, где в Сухуме находилась эта школа и как она выглядит сейчас?
В самом начале XX века, а именно в 1900 году, на улице, которая тогда называлась Подгорной, по проекту архитектора, военного инженера Ивана Николаевича Бегича было построено красивое двухэтажное здание. Согласно Георгию Баронину, в начале 1890-х годов Иван Бегич был военно-инженерным кондуктором при сухумской войсковой части. И лишь "нехватка специалистов в области гражданской архитектуры дала ему шанс проявить себя и оставить о себе память".
И Бегич, надо сказать, постарался на славу. В Сухуме он построил с десяток зданий, все они резко выделялись на фоне других, и без труда даже сейчас можно определить руку этого мастера. Излюбленным приемом этого архитектора стала замысловатая кирпичная кладка, которая почти всегда украшает его здания.
Так вот, именно Иван Николаевич построил ту школу, в которой когда-то учился писатель Фазиль Искандер. По мастерству исполнения эта школа, а точнее начальное училище, было одним из лучших творений Бегича. Не напрасно школа появилась в кадрах фильма "Время счастливых находок" по мотивам рассказов Искандера.
И архитекторы дают достаточно лестную характеристику зданию. "Выстроенное на основе двух оттенков кирпича, оно покоряет в первую очередь неординарным подходом к решению своей задачи. Активно нарезанный в перепадах объем дополнен замысловатым рисунком декора. Наличие большого количества архитектурных деталей – сродни ковровому варианту – приближает его к неорусскому стилю", — пишет об этом здании Баронин и не без юмора называет его "просветительским пряником".
Если говорить о функциональных назначениях этого здания, то в начале века тут было открыто так называемое высшее начальное училище. В училище, согласно Анзору Агумаа, было семь классов. Когда его только открыли, было принято на учебу около 300 мальчиков, притом возраст этих учеников сильно разнился – от 10 до 25 лет. Долгое время управлял училищем Митрофан Иванович Атаманаки. Больше всего в этом училище было гурзинских детей, вторые по количеству были русские, затем — армяне, абхазов же к 1910 году было всего 26 человек. В училище работали около двадцати учителей, которым удавалось по тем временам довольно успешно обучать мальчиков.
Очень быстро это училище приобрело славу лучшего учебного заведения в Сухуме начала прошлого века.
Со временем одним из учителей в училище стал абхазский просветитель, писатель, общественный деятель Андрей Чочуа. Он преподавал сразу несколько предметов, в том числе даже математику и географию. Во многом его заслуга, что в число предметов включили абхазский язык и историю края.
Когда-то это здание было одним из самых оригинальных по архитектуре зданий в городе, сегодня оно находится в самом плачевном состоянии, и в той разрухе, в которой сейчас находится эта школа, с трудом можно узнать былое великолепие постройки.
Недалеко от этого дома находится и другое здание, построенное Бегичем. До него легко пройти пешком вдоль по улице 4 марта, свернуть на угол Сахарова, повернуть по направлению к Ботаническому саду, и через пару шагов вы уже подойдете к красивому кирпичному двухэтажному зданию, в котором ныне располагается Сухумский государственный индустриальный колледж.
Это здание было также построено Иваном Николаевичем, но позже – в 1905 году. Здесь находилось так называемое Сухумское реальное училище. Появление его в городе, скорее всего, было связано с тем, что горожане хотели, чтобы их дети, помимо получения "абстрактных" знаний, могли бы еще обучаться "реальным" профессиям.
Открытие этого училища стало возможным именно благодаря инициативе горожан, написавших письмо в российское Министерство образования с просьбой создать в Сухуме место, где люди могли бы получать "реальные профессии". В министерстве к идее отнеслись благосклонно – через некоторое время здесь, на улице, которая тогда звалась Кондукторской, появилось это здание, в нем и разместили "реальное училище".
Когда в сентябре 1905 года состоялось официальное открытие училища, в него поступило 107 человек. Учеба была платной и стоила 40 рублей в год за одного ученика. В этом учебном заведении было много технических предметов, среди которых значились, к примеру, физика и чертежное дело.
Радует, что сегодня это очаровательное здание, не в пример многим другим памятникам архитектуры, находится в довольно хорошем состоянии, сохранился и очень своеобразный внутренний двор колледжа, старые двери, лестница. Всему этому только нужны бережное отношение и уход.
Вот такое разное настоящее у двух зданий, которые были построены примерно в одно и то же время одним и тем же архитектором.