Бадри Есиава, Sputnik
Новый Афон – один из самых знаменитых и живописных городов Абхазии, на небольшой территории которого компактно расположены десятки исторических и архитектурных достопримечательностей страны. По дороге к одной из них, всего в нескольких метрах от входа в Новоафонскую пещеру можно увидеть каменные образы, украшающие забор частного дома. По ним мы поняли, что не ошиблись адресом и подъехали к дому Руслана Пандария.
Любимая Мадонна Пандария
Серди холодных скульптур, встречающих гостей, была одна, не похожая на остальные. Образ женщины с младенцем на руках отличался не только светло-бежевым цветом, но и духовным, религиозным "оттенком". Как оказалось, Новоафонская Мадонна — любимая работа шестидесяти шестилетнего скульптора Пандария, которую он сделал на свой страх и риск еще в советское время.
"Мадонна с младенцем — одна из моих первых работ. Тогда, в советские годы, подобные религиозные образы были запрещены властью и были наказуемы. Это сейчас творчество свободно и его можно воплощать в жизнь без опаски", — подчеркнул Руслан Пандария.
Видео об этом смотрите здесь >>
Мадонна и ее младенец "родились" из цельного камня в Новоафонском лесу около 30 лет назад. Скульптор рассказал, что на создание этой композиции у него ушло несколько месяцев, после чего в день православного праздника в честь Святого Пантелеймона небольшое изваяние увидели жители курортного городка.
Творчество от Бога
По мнению Руслана Пандария, творчество и талант даются человеку свыше, он рождается с ними, но путь к их поиску в самом себе иногда бывает долгим и тернистым.
"Искусством я занялся в зрелом возрасте, мне было тогда 22-23 года, когда у меня уже сформировалось определенное сознание и правильное восприятие мира", — вспомнил скульптор.
Тягу к творчеству в нем зародил его любимый город, который в довоенное время был еще краше, чем сейчас. Этот город всегда притягивал к себе людей искусства, сказал он и вспомнил, как в спокойных уголках Нового Афона собирались художники и писатели, чтобы творить.
"Новый Афон – это курортный город, раньше здесь каждый день был праздник, а не как сейчас — всего несколько месяцев в году. Именно мой родной город вдохновил меня на творчество", — поделился Руслан Пандария.
"Магия" родного города помогла скульптору овладеть несколькими направлениями в искусстве самостоятельно.
"Я никакую художественную школу не заканчивал, и у меня не было учителя. Я решил идти своим, более сложным путем, один", — с долей гордости и сожаления отметил скульптор.
Безмолвные защитники Анакопии и "абхазские" Ромео и Джульетта
Руслан Пандария всегда хотел видеть свой родной город городом скульптур и старается сделать его таковым на протяжении многих лет. Помимо скульптур, окружающих дом художника, его работы можно встретить и в самых посещаемых местах туристического городка. К примеру, слева от Новоафонского водопада раскинулась каменная стена с изображением воинов, предназначение которых знает не каждый.
"Стена у водопада – это отрог Анакопийской крепости, которую издревле отважно защищали абхазские воины, поэтому мы с Гиви Смыр решили изобразить их на этой стене, словно они все еще стойко защищают свои земли", — раскрыл суть этой композиции Пандария.
Другой знаменитой, но, к сожалению, разрушенной местной молодежью по неосторожности работой была скульптура персонажей знаменитой абхазской легенды о влюбленных Гуде и Уте, которая недолго украшала один из Гудаутских парков.
По преданию, влюбленные жили по разным сторонам реки и никак не могли встретиться. Тоска и томительное ожидание заставило их прыгнуть в бурную воду реки и поплыть навстречу к своему счастью, но река была сильнее влюбленных, и они утонули в объятиях друг друга. Легенда гласит, что в их честь была названа эта река и город Гудаута, построенный возле нее спустя столетия.
Руслан Пандария находит свои еще "не родившиеся" каменные образы в совершенно разных местах, приносит домой и, используя эбонитовые зубила, электрические пилы и болгарку, бережно пытается "вдохнуть" в них новую жизнь.
"Камень — довольно сложный материал, а абхазский известняк очень твердый. При работе с ним необходимо применять надежные и крепкие инструменты, но очень аккуратно. Одно неверное решение или же действие, может отколоться кусок, пойти трещина, так что ничем не исправишь", — отметил скульптор.
Мир деревянных "людей"
Руслан Пандария в доме устроил собственный музей, "охраняемый" самим каменным Прометеем. Распахнув двери, скульптор будто открыл нам свою душу, впустил в свой мир дерева, в мир, где нет места человеку без любви к искусству.
На стенах этого немаленького помещения висят десятки деревянных изображений. Некоторые из них могут показаться странными, другие мрачными, а третьи, напротив, веселы и колоритны. Но все они с каким-то загадочным, известным только их создателю смыслом, передающие состояние души мастера в разные периоды его жизни.
"В первую очередь надо увидеть и не брать у материала, а, наоборот, ему отдать частицу своего тепла, внутренней энергии, тогда дерево тебе "откроется". Это своего рода религия, которая притягивает к тебе музу", — поделился своим непростым видением творчества Пандария.
Работу с деревом Пандария называет одним из самых непредсказуемых направлений в искусстве. Если с камнем желательно заранее знать, что ты хочешь видеть в итоге, то дерево может "превращаться" из одной формы в другую, считает он.
"Нередко бывает, что ты из дерева начинаешь делать образ молодой девушки, и она вдруг превращается в глубокого старца или наоборот. Это связано с окружающей средой, в которой ты живешь, с твоим духовным и физическим состоянием. Я иногда даже не знаю, что в конечном итоге получится", — рассказал мастер.
Деревянные работы Руслана Пандария создаются с помощью инструментов, сделанных своими руками. Это разного вида стамески, глюкарзы, острые ножи из крепкой стали.
Не боги горшки обжигают
Еще один талант Руслана Пандария — гончарное мастерство, которое он считает неотъемлемой частью абхазской истории, культуры и быта, так как в прошлые времена в каждом селе было несколько хороших мастеров. Сейчас этот вид ремесла он называет вымирающим, никто, кроме него, в стране не работает с глиной по технологии предков.
"Я помню, в детстве у моих тетушек были большие кувшины, в которых носили воду из колодца. Сейчас такую утварь не часто встретишь дома у кого-либо. Это, думаю, связано с тем, что во времена махаджирства множество мастеров были вывезены из Абхазии в Турцию, а спустя годы, появились новые технологии, металлические изделия и вытеснили гончарство", — считает Пандария.
Овладеть гончарным делом ему удалось не сразу, долгое время у Руслана не получалось найти "связь и понимание" с природным материалом. Глина часто разлеталась в печи под натиском тысячеградусного пламени. Ушли годы на то, чтоб определить, какую именно глину нужно использовать для обработки, обжига и дальнейшего превращения ее в предмет.
"Я использую два вида глины — сухумскую и из села Хуап Гудаутского района, но она более капризная, нужно много времени, чтобы к ней привыкнуть и сделать ее податливой. А также иногда экспериментирую с близлежащими породами в Новом Афоне, в селах Аацы и Ачандара", — рассказал мастер.
Во время работы глина должна быть полностью однородной, мягкой и не прилипать к руке, для этого она смачивается водой. После чего берется нужное ее количество для того или иного изделия, кладется прямо на центр гончарного круга, который бывает механическим или электрическим.
"Важно правильно сидеть у гончарного круга, поверхность которого должна быть на уровне колен, а сам мастер располагается перед ним в позе всадника на коне. Все эти знания приходят по истечению многих лет, у меня, например, на понимание премудростей гончарного дела ушло пять лет", — поделился Пандария.
В то же время мастер подчеркнул, что нельзя сдаваться, если что-то не получается даже в течение долгого времени. Не боги горшки обжигают, все ошибаются и учатся на ошибках, говорит он.
Процесс изготовления кувшинов, горшков и других глиняных предметов Пандария называет магическим, а то, что все это создается исключительно пальцами рук, он сравнивает с игрой на музыкальных инструментах.
После создания изделия оно сушится в течение суток в проветриваемом помещении, затем отправляется в печь для обжига. Температура в ней во время обжига зависит от размера изделия и качества глины. Самая низкая температура во время этого процесса 700 градусов и максимальная — тысяча. В основном используются дубовые дрова.
"Если не учесть все эти нюансы, предмет просто рассыплется или потрескается в печи", — подчеркнул мастер.
Творчество, особенно гончарное дело, меняет человека, утверждает Пандария. По его мнению, это делает его более добрым, мягким по характеру и заряжает теплом, которое не раз чувствовали его домочадцы, когда глава семейства прикасался к родным после работы.
Мечты Руслана Пандария
Наверное, как и у каждого творческого человека, у Пандария не иссякает интерес к жизни и миру, он полон идей и намерений. Обуздав четыре "стихии" искусства, Руслан планирует подчинить своей воле и творческим замыслам железо.
"Я хочу создать целый комплекс скульптур рядом с домом, возможно, украсить ими всю улицу. Также планирую попросить небольшую полянку через дорогу и построить там мемориал, посвященный героям Отечественной войны народа Абхазии", — поделился своими мечтами и планами он.
Руслан Пандария никогда не жалел о своем решении стать человеком искусства, и, если у него была бы возможность выбрать свой путь заново, он ни на секунду не задумываясь, повторил бы его снова, поделился он.