С вопросом о том, как относиться к итогам референдума, Sputnik обратился к эксперту — директору Института ЕАЭС Владимиру Лепехину.
– Владимир Анатольевич, Референдум 10 июля показал, что подавляющее большинство граждан Абхазии не хочет перемен и люди не готовы поддержать оппозицию. Некоторые эксперты, в связи с этим говорят, что руководство республики начисто переиграло своих политических оппонентов. Как, с вашей точки зрения, будет развиваться ситуация в Абхазии теперь, после того как референдум провалился?
– Полагаю, что в том, как закончился референдум много позитивного. Но есть и минусы. Сначала скажу об очевидных плюсах.
Полагаю, что народ Абхазии продемонстрировал мудрость, проигнорировав референдум 10 июля, а президент и правительство республики — достаточную жесткость и принципиальность. И это, по-моему, самые серьезные аргументы против каких-то новых уличных акций протеста.
Еще один плюс заключается в уроке, который по итогам референдума должны извлечь все политические силы. Я всегда был и остаюсь противником крайних мер в политике (а референдум я считаю крайней мерой) и сторонником того, что любые спорные вопросы необходимо решать в процессе очередных выборов и парламентским путем. Об этом, в частности, я писал в ряде своих статей на сайте Sputnik накануне референдума.
Словом, я рад, что референдум, как способ решения спорных вопросов, своей чрезвычайно низкой явкой дискредитировал себя как возможное средство политической борьбы, и теперь большая часть оппозиции вернется в партийно-парламентское поле.
– Вы сказали – "большая часть оппозиции". А как быть с меньшей ее частью? С так называемой радикальной оппозицией, с той, что 5 июля штурмовала здание МВД?
– Радикальная оппозиция на то и радикальная, что ей часто не важны какие-либо разумные аргументы. Она, как правило, не извлекает уроков из истории, а раз за разом наступает на одни и те же грабли.
У радикалов, в принципе, всегда иные задачи, чем достижение согласия в обществе. Радикалы всегда работают на сиюминутный интерес, а потому импульсивны и стремятся получить максимум выгод в кратчайший промежуток времени. Так вот, еще один плюс итогов референдума 10 июля заключается в том, что в оппозиции, судя по всему, оформился раскол на умеренных и радикалов.
Оппозиция, как мы видим, подстраховалась и накануне референдума объявила ему бойкот. Однако по итогам плебисцита умеренная оппозиция готова признать свое поражение, а радикальная нет.
Радикалы будут обвинять власть в том, что она якобы сделала все для того, чтобы явка на референдум была максимально низкой.
Представители радикальной оппозиции наверняка будут приводить и такой "аргумент", что народ не пошел на референдум не потому, что этим поддержал власть, а потому, что поддержал оппозицию, объявившую референдуму бойкот.
– Как вы думаете, что теперь предпримет оппозиция? Какими могут быть ее следующие шаги?
– Я думаю, что глупо было бы требовать повторного проведения референдума. Этот поезд, похоже, уже ушел. Чудовищно низкий уровень явки основательно отрезвил, как я уже заметил, большинство противников власти. Но теперь оппозиция будет готовиться к выборам в Парламент, которые пройдут в следующем году. И вот здесь начнется серьезная политическая борьба, в которой факт несостоявшегося референдума будет использоваться оппозиционными силами на полную катушку.
– С плюсами понятно. Но вы сказали, что есть в итогах референдума имеются и минусы. В чем они?
– Главный минус итогов референдума заключается в том, что названный выше демагогический аргумент будет использоваться радикалами не только в ходе парламентских выборов, но и – я не исключаю – в организации разного рода провокаций. И эти провокации могут быть поддержаны из-за рубежа.
Мы ведь видим, как работают сегодня внешние силы. В частности, саммит НАТО, который прошел в эти выходные в Варшаве, показал, что одним из приоритетов Альянса становится грузинское направление. Стратеги НАТО прямо призвали Россию убрать свои войска с "оккупированных" грузинских территорий, под которыми они подразумевают Южную Осетию и Абхазию. Так что, я думаю, давление на Абхазию, Россию и российско-абхазские отношения продолжится, а политические провокации в республике будут нарастать.
Полагаю, что в нынешних геополитических условиях руководство Абхазии должно быть более мобильным и не имеет права расслабляться. Оно должно опережать своих оппонентов грамотными и решительными действиями в экономике и социальной сфере. Президенту страны и правительству необходимо развивать диалог со всеми здоровыми силами и, разумеется, они не имеют права расценивать несостоявшийся референдум как свою безоговорочную победу.
Народ Абхазии наглядно продемонстрировал свое нежелание досрочно менять власть в стране, но это не значит, что он всецело и полностью одобряет действия руководства республики. Народ просто устал от нестабильности. Он ждет от власти разумных решений и желает нормальной и слаженной работы, результаты которой он хотел бы видеть уже в ближайшее время.