Хочу продолжить тему, которую я поднял в предыдущей статье – о том, как в последние месяцы стала меняться геополитическая ситуация в каспийско-кавказском и черноморском регионах.
Повторю тезис о том, что странам северной части Ближнего Востока, к которым помимо Сирии относятся Иран, Турция, Азербайджан и Армения, в той или иной степени надоело зависеть от иезуитской политики Запада, действующего по принципу "разделяй и властвуй". И после неудачных попыток мятежа в Турции и в Армении в июле эти государства начали консолидироваться вокруг России. Точнее, вокруг новой формулы евразийской безопасности, базирующейся на достижении консенсуса государств региона без посредников в лице США, НАТО, ЕС, ЛАГ (Лиги арабских государств) и разного рода нахлебников в лице исламистских надгосударственных образований, вроде запрещенного в РФ "Исламского государства".
Замечу, что единственной страной, которая находится в пространстве названных стран, но при этом пока не вписывается в эту формулу, является Грузия.
Причина в том, что сегодня часть грузинских элит, включая руководство этой страны, по-прежнему грезит европейской интеграцией и призывами к вступлению в НАТО. Подобная политика подогревает в этой стране ситуацию гражданского раскола и грозит Грузии новыми социальными потрясениями.
С одной стороны, все больше граждан этой страны понимают ошибочность того политического выбора (национализм, русофобия, милитаризм и американизм), который сделали в свое время Гамсахурдиа, Шеварднадзе и Саакашвили. С другой – освободиться от этого наследия чрезвычайно сложно, поскольку во времена Саакашвили страна фактически оказалась под внешним управлением НАТО и Госдепа США.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили утверждает, что его страна никогда не согласится с оккупацией (?) Россией грузинских территорий, и ведет Грузию от участия в программах НАТО де-факто к ее членству в Альянсе де-юре. В то же время в стране множится число сторонников прямо противоположной точки зрения.
В частности, пару недель назад в Телави состоялся митинг, участники которого выступили с призывами установить с Россией дружественные отношения и даже вернуть в страну российских военных (!).
Митинг был организован движением "Социалистическая Грузия", возглавляемым Валерием Кварацхелия, бывшим пресс-секретарем экс-президента страны Эдуарда Шеварднадзе, а также рядом неправительственных организаций. Среди них – НПО "Ассоциация сельского хозяйства" и коалиция НПО "Евразийский выбор Грузии".
Кстати, о том, что у движений, подобных "Социалистической Грузии" или "Евразийскому выбору Грузии", имеется мощная социальная база, свидетельствую результаты социологического опроса, проведенного в рамках проекта "Sputnik. Мнения" в ряде постсоветских стран. Так, на вопрос "Когда вам жилось лучше – во время СССР или после него?" 51 % грузин в возрасте старше 35 лет ответили, что при Советском Союзе грузинам жилось лучше…
Таков базовый тренд, который видят лидеры Азербайджана, Ирана, Турции и Армении, но, увы, не замечают нынешние руководители Грузии.
Митинги в поддержку России и укрепления грузинско-российских отношений состоялись этим летом не только в Кахетии, но и в других районах Грузии.
В частности, пророссийскую позицию заняла и партия "Центристы", которая пошла на парламентские выборы (они состоятся в октябре) с такими откровенно пророссийскими лозунгами и призывами в поддержку Владимира Путина, что власти лишили эту партию регистрации и обвинили ее лидеров – ни много, ни мало – в государственной измене.
"Разрыв шаблона" у грузинских элит
Причиной "разрыва шаблона" у грузинских элит следует, как я полагаю, считать рост понимания, что политика Запада, и прежде всего США, ведет любую страну периферии (Украину, Молдавию, Болгарию, балканские страны и т.д.) в тупик.
В результате внедрения в этих странах всевозможных "демократических процедур" суверенные государства либо вовсе прекращают свое существование (как это произошло с Югославией и происходит сегодня с Украиной, Ливией, Сирией, Ираком и Молдавией) либо быстро скатываются в разруху и нищету. При том, что после откачки в этих странах тех или иных ресурсов, интерес Запада к ним пропадает.
Условным исключением из этого правила становятся лишь те страны, в которых США размещают свои военные базы стратегического назначения – как Косово, к примеру, страны Балтии, Польша, Румыния или Грузия. Здесь США поддерживают инфраструктуру облуживания своих военных баз и разного рода теневые бизнесы, создавая тем самым определенное количество рабочих мест и довольно многочисленный слой как-то оплачиваемой обслуги, выступающей в роли "пятой колонны".
Жить в таких условиях, в целом, можно. Можно даже делать вид, что в стране происходят демократические преобразования и экономическое развитие. Однако на зависимости от чужой цивилизации и ненависти к цивилизационно близким соседям полноценного и процветающего государства не построишь.
Эту простую истину начинают понимать и в Грузии. Понимают это не только сторонники "социалистического пути" и интернационалисты, но и многие другие политики, например, представители партии "Демократическое движение", возглавляемой бывшим спикером парламента Грузии Нино Бурджанадзе.
Министерство иностранных дел Украины (разумеется, по согласованию с послом США в этой стране) объявило Нино Бурджанадзе персоной нон-грата всего-навсего за констатацию факта – высказанное этим политиком мнение, что "Крым и далее будет российским".
Вместе с тем, данный факт говорит о том, что здравый смысл в Грузии – как мы видим на примере лидера "Демократического движения»" – набирает силу и, значит, у этой страны есть будущее. В отличие от Украины, руководство которой, избрав своей идеологией русофобию, продолжает двигаться в тупик.
Полагаю, что грузинским политикам пора перестать держаться за абсолютно бесперспективный тезис о "российской оккупации грузинских территорий" и начинать развивать многосторонние экономические, культурные и иные связи с соседними Россией, Абхазией и Южной Осетией.
Сегодня меняется вся конфигурация Большого Кавказа, Ближнего Востока и Черноморского региона, в результате чего Грузия, неверно сформулировавшая для себя "грузинскую мечту", может оказаться на периферии трансрегиональных трендов – в роли "брошенки" Запада и экономического вассала Турции или даже Азербайджана.
Впрочем, будем надеяться, что этого не произойдет, и грузинские элиты найдут в себе силы пересмотреть внешнеполитический курс с учетом не только собственных национальных интересов, но и возможных последствий тех новых процессов, которые происходят в мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.