Как создаются декорации, и какой спектакль стал рекордсменом по костюмам, корреспондент Sputnik Владимир Бегунов узнавал за кулисами Абхазского драмтеатра.
Артисты оригинального жанра и маленькая тележка
Закулисье любого театра — лабиринт коридоров, ведущих мимо гримерок, костюмерной, пошивочного цеха и множества других служебных помещений, где хранятся декорации, снуют люди. Абхазский драмтеатр не исключение. Чтобы попасть в цех, где создаются декорации, нужно прилично поблуждать по лестницам и коридорам.
В столярно-монтажном цехе его начальник и единственный на данный момент работник Анатолий Вартанян ко времени нашего прихода чинили шуруповерт. На столе ожидали приемки подставки для париков, в глубине цеха – санки для спектакля про блокадный Ленинград. Анатолий Васильевич два года работает в театре, начинал же на сцене в начале восьмидесятых как артист оригинального жанра. Комическая карьера надолго прервалась, когда его пригласили поработать руководителем Советских культурных программ в Болгарии. Потом возвращаться на сцену уже было сложно в силу возраста, и бывший артист занялся административной работой, был директором производственного комбината в Союзе художников. После возвращения в Абхазию в позапрошлом году устроился в театр – столярное дело его всегда влекло, к тому же, по второй специальности он реставратор.
Видео о закулисье театра смотрите здесь >>
– Это творческая работа, мне интересно, – рассказывает начальник столярно-монтажного цеха. – Я работаю в тесном контакте с режиссером и художником. При изготовлении реквизита мне важно знать, что это за сцена. К примеру, заказали палку. Она будет висеть, лежать или ей кого-то ударят? Нужно понять, какого веса она должна быть, из какого материала делать.
По словам Анатолия Вартаняна, одни и те же декорации не используются в разных спектаклях, для каждого создаются новые. Если театр едет на гастроли в другой район республики или в соседние государства, у части труппы, работающей на постоянной сцене, должно всего хватать для других постановок.
Разговариваем о сложных декорациях. Анатолий Васильевич рассказывает, что из последнего особенно запомнилась работа над спектаклем "Кролики и удавы" по Фазилю Искандеру.
– Там была громоздкая сборная конструкция, – говорит мастер. – А сложность заключалась в том, что нужно было сделать ее облегченной и разборной, чтобы можно было транспортировать. Вот сейчас у меня заказ на телегу. Но режиссер пока еще сам не решил, тележка это будет или арба, насколько она должна быть большой и функциональной. Будем собираться и обсуждать. Сделать ее несложно, но нужно все предусмотреть. Надо выяснить, будут ли ее катать по сцене, с грузом или без, или она будет просто стоять в углу. Все это важно знать, выбирая материал и работая над конструкцией.
43 костюма "Царя"
Из столярно-монтажного цеха через ворота по лестницам и зигзагам коридоров можно попасть в костюмерную. Саида Тужба работает костюмером в театре четырнадцать лет. В ее задачи входит выдача костюмов артистом перед спектаклем и сбор их обратно по окончанию, ну и, кроме того, глажка и мелкий ремонт. Костюмерная заставлена вешалками с костюмами идущих спектаклей и тех, которые сняты с репертуара и хранятся здесь, как артефакты истории театра. Саида лихо ориентируется в этом одежном лесу.
– Вот тут у нас костюмы к "Бешеным деньгам" по Островскому, "Махазу" по Искандеру, а это – "Тот, кто свел царя с ума", – рассказывает она, лавируя между вешалок, потом включает утюг и гладит платье, которое одна из актрис наденет вечером, помятое во время прошлого спектакля.
В пошивочном цехе, находящимся в другом конце здания, костюмы "рождаются".
– В среднем, мы шьем по десять-двадцать костюмов на спектакль, в год четыре-пять спектаклей выпускаем, – говорит заведующая пошивочным цехом и одновременно закройщица Алиса Какалия. – Рекордсменом из недавних премьер была постановка "Тот, кто свел царя с ума" – сорок три костюма пришлось пошить. За два месяца справились.
Пока мы беседуем, один из актеров заходит за нарядом для нового спектакля. Сколько костюмов она скроила за двадцать два года работы в театре Алиса не помнит, говорит, что никогда не считала. Работа эта не скорая. Иногда требуется по три примерки, чтобы подогнать костюм под фигуру актера. И уже перед самой сдачей костюма актеру над ним работает художник по костюмам, который пришивает мелкие элементы: знаки различия на военную форму, декоративные элементы, говорящие об эпохе.
Шведские иллюстрации к Фазилю
В театре на втором этаже готовится к открытию музей. Его заведующая Зулия Кокоскериа показывает нам ретро-афиши пятидесятых годов, рисунки костюмов и декораций к спектаклям.
– После войны было трудно все это найти, многое потерялось, но экспозицию по крохам собрали, сейчас весь этот материал систематизируется, приводится в порядок, – рассказывает заведующая.
Среди экспонатов – портреты актеров театра прошлого века, рисунки шведской художницы Мандлен Рук к роману "Сандро из Чегема", которые она передала в дар центру Фазиля Искандера в Москве. Теперь эти иллюстрации поселились в музее Абхазского театра.
Когда мы бродили по лабиринтам Абхазского театра, готовилась премьера спектакля "Махаджиры". В пошивочном цехе висел костюм русского генерала, рабочие сцены устанавливали декорации, а в столярно-монтажном цехе создавались последние элементы реквизита. Театр жил своей суетливой жизнью, которую не видит зритель, но которая всецело направлена на то, чтобы подарить зрителю два часа эстетического удовольствия. Начальник столярно-монтажного цеха Анатолий Вартанян поделился своей мечтой: "Было бы здорово, если бы мы в сезон по два-три спектакля в неделю выпускали. Думаю, Абхазский драмтеатр к этому придет".