Sputnik, Бадри Есиава.
Набережная Махаджиров — пожалуй, самое притягательное место для горожан и гостей столицы. По рассказам старших, до войны здесь всегда было многолюдно, но никогда не было ощущения суеты. Возможно, именно по этой причине набережная по сей день служит комфортным местом для деловых и романтических встреч, для размышлений и поиска творческого вдохновения.
Возвращаясь с выставки одной молодой художницы, которая проходила на территории яхт-клуба в Сухуме, недалеко от скульптуры Чика (персонаж писателя Фазиля Искандера — ред.) я и встретил Аслана Нанба. Тогда мы еще не были знакомы, но сувениры, аккуратно расставленные перед ним, не могли не привлечь внимание. В глаза бросилось то, что они кардинально отличались от уже привычных китайских поделок цветом и сюжетами. Даже непрофессионал может определить, что образы джигитов в бурке с кинжалами и винными рогами, которые удивительно похожи на автора, сделаны из природного материала. Напросился в гости, чтобы посмотреть мастерскую и изучить технологию изготовления глиняных сувениров.
От дерева к глине
Аслан Нанба родом из села Бармыш Гудаутского района. В Сухум переехал более 20 лет назад, практически сразу после войны. На первом этаже своего большого дома, где он живет вместе со своей супругой и двумя детьми, оборудовал собственную мастерскую. Нанба рассказал, что раньше набережная Махаджиров и вправду была местом, где его посещала муза, но сейчас больше служит точкой для продажи своих работ.
"Когда-то меня вдохновляло это место на создание новых образов, но сейчас тяжелые времена, надо зарабатывать пресловутые деньги. У меня двое детей, один из которых — студент Владикавказского юридического института. Надо обеспечивать семью", — поделился своими заботами мастер.
Нанба жалуется, что сейчас уже нет такого спроса на его работы, как раньше. Причиной этому может быть цена, которая не может конкурировать с заполонившей курортные прилавки китайской продукцией. Он добавил, что его работы можно приобрести на многих сувенирных рынках Абхазии, расположенных на самых популярных туристических маршрутах страны. При этом, их не так много, потому что технология, которую он использует, не позволяет в короткие сроки создавать большое количество.
Практически, все сувениры Аслана на абхазскую тематику и передают национальный колорит. При их создании он делает акцент на традиционном быте, неповторимости и красоте абхазской культуры.
Мастер рассказал, что прикладным творчеством, которое переросло в образ жизни, он увлекся в юности, когда занялся лепкой и резьбой, создавая животный мир, шрифты и портреты. К керамике пришел годами позже.
"В 1964 году я поступил в Сухумское художественное училище, окончив его, планировал продолжить учебу в Тбилисской художественной академии, но попасть туда удалось только после армии. Там я и начал использовать глину, а работы свои сдавал в местные магазинчики", — вспомнил Нанба.
Фотоленту об этом смотрите здесь >>
Через пять лет Аслан вернулся в Абхазию, где столкнулся с безработицей. В этой ситуации он решил вплотную заняться тем, что умел делать лучше всего, а именно создавать сувениры и продавать их как художественным салонам, так и обычным прохожим на набережной.
Еще до начала Отечественной войны народа Абхазии в своей мастерской в Гудауте он обучал местных детей прикладному искусству, развивая в них творчество, воображение и любовь к труду. Когда началась война, Нанба входил в Союз художников Абхазии, который занимался пропагандой.
Первая персональная выставка Аслана Нанба состоялась спустя несколько лет после войны в столице. Ее посетил первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. Этот день мастер вспоминает с большой гордостью.
Нанба создает графины, кувшины, вазы, стаканы, маски, ритоны, образы мужчин и женщин, подсвечники, курительные трубки, статуэтки и эмблемы с достопримечательностями страны. Многое из этого разъехалось по миру. Его работы хранятся в Израиле, США, Греции, странах СНГ. Его работы представлены на местных и северокавказских выставках.
Положительная энергетика и улыбка в дар
Технология изготовления сувениров от Нанба интересна и в то же время может показаться простой, но все далеко не так. Во время работы необходимо учитывать множество моментов, начиная от качества глины, ее консистенции и до температуры сушки в печи.
"Глину я привожу из села Отхара, так как она очень чистая и качественная. Потом я развожу ее водой и довожу до густой консистенции. После чего процеживаю через сетку, чтоб очистить состав от лишних элементов", — рассказал о первом этапе изготовления сувениров из глины Нанба.
Раствор заливается в уже готовые гипсовые формы, которые состоят из двух частей, соединяющихся между собой с помощью резины. Минут через десять раствор выливается, а то, что остается на стенках формы, и есть будущий сувенир, который можно извлечь через несколько часов. Излишки материала аккуратно удаляются ножом.
После этого продукция отправляется на два часа в специальную печь для обжига, где при температуре до одной тысячи градусов она затвердевает и принимает коричневый оттенок. После этого мастер наносит орнамент огнем от свечи. Это, по мнению художника, делает сувениры более интересными и нескучными.
"Я люблю создавать забавные и веселые образы, чтобы, глядя на них, у людей поднималось настроение. Многие говорят, что мои сувениры обладают положительной энергетикой и добротой, мне это очень приятно слышать", — не без гордости сказал Нанба.
У Аслана Нанба много творческих идей, но пока нет возможности их реализовать. Своей любимой работой и главным героем он называет образ абхаза, но работа его мечты еще не появилась на свет. Мастер хотел бы создать полную композицию Нартской семьи и заняться оформлением ресторанов национальной кухни в абхазском стиле.