Ранней осенью 2010 года мне позвонил Лука Гаделия (выдающийся органист, солист Пицундского органа, ребенком переживший страшное время грузино-абхазской войны). Срывающимся от волнения голосом он рассказал о планах "выселения" органа из здания восстановленной в 1975 году из руин церкви. Немецкие мастера семьи Шуке, создавшие по приглашению советского правительства этот уникальный инструмент, прежде чем принять решение о месте размещения, обслушали не одно здание из десятков разрушенных церквей в Абхазии. Представители славной династии мастеров остановились тогда именно на руинах Пицундского храма, имевшего неповторимую, уникальную акустику и ту специфическую атмосферу, где рождается феномен особого, исключительного органного голоса.
С Лукой Гаделия мы дружим давно, он регулярно принимает участие в концертных программах, организуемых Биографическим институтом Александра Зиновьева. Его хорошо знают и с благодарностью принимают в Европе. Концерты этого мастера проходят с непременным аншлагом.
Я среагировала быстро, обратившись за консультацией к Отару Ионовичу Аршба. Он посоветовал мне найти пути к президенту Абхазии Сергею Владимировичу Багапшу, с которым, к счастью, я уже была знакома. С определенным желанием и решимостью не допустить реализации плохо придуманного где-то в верхах разрушительного плана, о котором президенту Абхазии, наверняка, не было известно, я поехала к Сергею Николаевичу Бабурину, ректору тогда еще существовавшего Российского государственного торгово-экономического университета. С собой я привезла письмо, зачитанное на музыкальном салоне журнала "Зиновьев" и посвященное поддержке Пицундского органа. Кстати, в то время по нашей стране от Калининграда до Челябинска прошли протесты по поводу бессмысленных разрушений и выселений органов из зданий храмов и церквей.
В том музыкальном вечере в декабре 2010 года, кстати, принимал участие великолепный Лука Гаделия, исполнивший произведения Ференца Листа.
Все с упоением слушали записи игры Луки на Пицундском органе. Все это сопровождалось рассказами об истории создания органа, его характеристиках и уникальности. Слушатели остались под сильнейшим впечатлением от звуков великого инструмента из Пицунды, его акустических и тембральных возможностей.
Музыкальной сенсацией для публики стал саундтрек к новому документальному фильму об Александре Зиновьеве, которые также обработал, исполнил и записал специально на Пицундском органе Лука Гаделия.
Я обратилась к участникам салона с предложением направить письмо президенту Абхазии в защиту пицундского органа и провела трагическую параллель судеб разоренных культур Сербии и Абхазии в результате варварского нападения и разрушения. На вечере присутствовали бывший посол Югославии Борислав Милошевич и органист из Абхазии Лука Гаделия. На мой взгляд, это было глубоко символично. Как в свое время Александр Зиновьев бесстрашно выступил в защиту маленькой Сербии, так и мы должны были отстоять право народа Абхазии на сохранение жемчужины своей культуры.
Я зачитала обращение к президенту Абхазии Сергею Васильевичу Багапшу. Приведу его текст полностью:
Глубокоуважаемый господин Президент!
Позвольте выразить Вам и Республике Абхазия благодарность за возможность присутствовать на уникальных концертах Пицундского органа, посвященных 35-летию его славного творческого существования в Вашей чудесной стране; благодарность за счастье услышать неповторимый духовный глас – голос Пицундского органа, уникального, единственного не только во всей Абхазии и в России, но и во всем мире.
Каждый орган – неповторимое чудо человеческого духа, гения мастерства его создателя и музыканта, способного услышать и извлечь из него поистине божественные звуки, равных которым не найти во всем мире. Этот орган в день своего рождения исполнил народные гимны его Родины – Абхазии, переложенные специально для данного инструмента.
Неповторимый звук его, определяемый и архитектурой здания, и особенностью акустики, и его индивидуальностью – это как характер любимого и единственного ребенка у любящих родителей.
Пицундский орган – музыкальное сокровище, национальное достояние и гордость Абхазии. Далеко не в каждой стране Европейского Союза, да и в Новом Свете можно обнаружить такой уникум. Так, город Кельн в Германии славится своим собором; Париж, столица Франции – собором Парижской богоматери; Рига, столица Латвии – Домским собором. И все эти соборы берегут как зеницу ока свои особенные, королевские инструменты, на концерты которых собирается просвещенная публика со всего света.
Интерес и озабоченное внимание международного музыкального – и не только! – сообщества сегодня прикованы к Пицундскому органу, чья судьба вызывает особенную тревогу цивилизованного мира, так как высокие критерии, по которым закрепляется статус страны (тем более новой, нуждающейся в международном признании) включают в себя, прежде всего, отношение к культуре и в первую очередь – к своей.
Страшная история с Челябинским органом уже сработала как черная метка на репутации России. Неужели нам с нашими национальными духовными богатствами так необходимо повторять одни и те же ошибки?
Слова боли и горячего сопереживания за судьбу Абхазской музыкальной жемчужины первой величины выражают наши друзья и коллеги из Германии, Италии, Франции, Англии и других стран Европы.
Глубокоуважаемый господин Президент!
Вы помните потоки пролитой невинной абхазской крови в недавней чудовищной бойне со стороны Грузии и страшные, варварские разрушения, нанесенные Вашей стране и Вашему народу. Но даже в ту страшную годину народ Абхазии смог защитить свое Пицундское сокровище. Вы мудрый политик, человек с высоким гражданским долгом и колоссальной ответственностью за Вашу страну – единственный человек в этой истории, кто может остановить разрушение духовной ценности.
Перенос органа в другое здание означает его насильственную, жестокую, преждевременную смерть.
Перед новым, 2011 годом, я получила извещение от Сергея Васильевича Багапша, сообщившего мне, что Пицундский орган спасен. Поблагодарив, я отметила только, что речь идет об историческом инструменте всего народа Абхазии.
Потом, полгода спустя, в Доме Советской Армии на прощании с безвременно ушедшим президентом Абхазии Сергеем Багапшем, среди моря роз я положила букет российских ромашек как знак моей особой любви и благодарности государственному деятелю, защитившему бесценное достояние культуры Абхазии. Об этом я написала в книге соболезнований.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах