Об исследованиях в Арктике, белых медведях и айсбергах участник экспедиции "Северный полюс-18" Вадим Медведовский рассказал корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову.
Стрельба по белому медведю
— На этом снимке — дежурный, его задачей было обходить лагерь, следить, чтобы белые медведи не бродили, – говорит Вадим Медведовский, перебирая полярные фотографии. — Медведей ни в коем случае нельзя прикармливать. Один раз его покормишь – он снова придет. Медведь как-то у нас ящик мороженых кур съел и запасы квашеной капусты. До сих пор не понимаю, что это его на капусту потянуло?
Как вспоминает Вадим Владимирович, когда самолеты привозили провиант на дрейфующую льдину, они делали круг над лагерем. Летчик следил, чтобы не было медведей. Если они были, самолет снижался и пытался спугнуть хищника шумом.
— Убить медведя сложно, — рассказывает ученый. – Однажды один залез в дом к летчикам. Ему в лоб всю обойму из пистолета выпустили, а медведю хоть бы что, ушел. Одного, правда, убили, он порвал двух собак и напал на человека. В висок стреляли. Неприятностей потом выше крыши было, кучу объяснительных пришлось писать, зачем застрелили краснокнижное животное.
Сейчас Вадим Владимирович — пенсионер. Преподавание в АГУ и работу в Гидрофизическом институте АН Абхазии оставил несколько лет назад из-за проблем со здоровьем. Мы сидим в его квартире в Сухуме возле маяка, ученый перебирает фотографии и погружается в воспоминания об экспедициях 1969-1970 годов, когда его, Александра Никитина, Альберта Алаева и Льва Тандоса сухумский акустический институт командировал на Северный полюс. Во вторую экспедицию вместо Тандоса ездил Владимир Мальков.
— Малькова и Тандоса уже нет в живых, Алаев сейчас на Красной поляне живет, а Никитин в Петрозаводске, — рассказывает Вадим Медведовский. — Кстати, Никитин в прошлом году приезжал сюда. Мы, даже водки выпили. Связала нас Арктика.
Чистая и грязная Арктика
Целью экспедиции, по словам Вадима Владимировича, было изучение кавитационной прочности воды (кавитация – процесс разрушения целостности потока, в результате которого в воде появляются полости пониженного давления – ред.).
— Когда начали строить быстроходные суда, способные развивать скорость в 60-70 узлов (110-130 километров в час – ред.), у них и у подводных лодок из-за кавитации быстро изнашивались винты, — рассказывает ученый. – Решением этой проблемы занимался Акустический институт в Сухуме.
Сначала была идея, что прочность воды в разных частях мирового океана разная. После того как одна из экспедиций взяла пробы в Атлантике от Гренландии до экватора, стало ясно, что эта теория ошибочна. Возникло предположение, что прочность воды зависит не от широты, а от чистоты океана. Абхазскую группу ученых отправили в Арктику, в идеальные условия, подтвердить или опровергнуть эту идею. Они ее подтвердили, но на это понадобилось два года. Первые пробы были бракованными.
— Выяснилась, что океан в Арктике не такой уж чистый, в воде оказалось много примесей пепла от лесных пожаров в Сибири, — вспоминает Вадим Медведовский. – Пришлось вернуться на следующий год и проводить исследования заново, в более чистой части океана, уже на самом полюсе.
По словам Медведовского, данные их экспедиции помогли модернизировать формы корабельных винтов и сделать их долговечнее.
Остров невезения в полярных водах
— Несмотря на то, что Арктика покрыта льдом, рассказывает Вадим Владимирович, — найти подходящую льдину крайне сложно. Она должна быть большой, прочной и плыть по нужному маршруту.
По словам ученого, сначала руководство проекта нашло подходящий айсберг в американской части Чукотского моря, который дрейфовал в сторону СССР. Но во время подготовки экспедиции льдину заняли ученые из США. Потом нашли другой айсберг, тридцать метров толщиной.
— Он сильно поднимался над водой и корабельные лебедки до берега не доставали — вспоминает участник экспедиции, — приходилось весь груз вручную перетаскивать. Мы выгрузили на айсберг все необходимое, а потом выяснилось, что его несет на отмель к острову Жанетты.
Как рассказывает Вадим Медведовский, базу решено было перенести на другую льдину в двухстах километрах севернее. Она была всего три с половиной метра в толщину, но достаточно большая (три на четыре километра), чтобы построить там домики и сделать хороший аэродром. Ученые снова занялись перевозкой оборудования, теперь уже по воздуху.
— Непростая работа была, скажу вам, — говорит Вадим Владимирович. – Тракторы, которые нам привозили целиком на корабле, в самолет не вмещались. Их приходилось разбирать, перевозить по частям, а потом собирать. Работали по четыре часа в день, — больше в тех условиях не выдержать. Каждый самолет доставлял полторы тонны груза. Уставали жутко, ждали непогоды. Заклинание даже придумали: "Приди, туман родной, дай выходной".
Тому айсбергу, который покинули ученые, тоже нашлось применение. Крупный исследователь Арктики, на тот момент руководитель научной экспедиции "Север-21" Артур Чилингаров создал на нем, как говорит Вадим Медведовский, показательную станцию "Северный полюс-19".
— Предназначалась она для встреч иностранных делегаций и журналистов, доступная Арктика, куда можно было без пересадок попасть прямым рейсом из Москвы, — рассказывает Вадим Медведовский. – Там был шикарный аэродром. Его частично заняли военные и отрабатывали посадку на лед новых скоростных самолетов.
В январе 1970 года, как вспоминает Вадим Владимирович, "показательная" льдина села на мель и раскололась. Группа Чилингарова ее прозвала "Островом невезения".
Человек подо льдом
— Были в экспедиции, кстати, и приятные вещи, — вспоминает Вадим Медведовский. – Хотя нам и завезли уголь, мы стали первой экспедицией, которая им не отапливалась. Тогда только что прошла промышленная выставка в Москве, где Чехословакия презентовала керосиновые печки, подходящие для условий крайнего севера. Их закупили для нас. Кстати, переход на керосин – одна из причин, почему Арктика сегодня завалена бочками из-под топлива.
Во время второй экспедиции в 1970 году льдина раскололась. Ее часть, на которой было взлетное поле, унесло в море. Участникам экспедиции пришлось расчищать место под новый аэродром. Ровного места не было. Группа сверлила бугристый лед, закладывала взрывчатку. Во время взрыва лед таял, и трактор сразу заглаживал его. Приходилось все делать скоординированно и быстро — вода после взрыва на морозе схватывалась за несколько минут. Кстати, звук ломающегося льда, по словам ученого, настолько громкий, что напоминает орудийную стрельбу.
— Мы жили по четыре человека в щитовых домиках, которые собирались из фанеры и листов теплоизоляции, — делится подробностями Медведовский. — Очень дорогие домики были. Мы даже шутили, что они дороже "Волги", а "Волга" тогда стоила четыре тысячи рублей. Вместе с техперсоналом: летчиками, трактористами, штурманом, радистом, поварами, научной группой из Института Арктики и Антарктики и военными, которые свои закрытые исследования там же проводили, — нас было 64 человека на льдине.
Вадим Владимирович поведал о курьезном случае, когда они опускали в лунку приборы и увидели подо льдом человеческую фигуру. В сумраке палатки, которая прикрывала лунку, ученые не разглядели, перепугались, но потом поняли, что это подплыла любопытная нерпа посмотреть, чем это тут люди занимаются.
Дрейф над полюсом
О досуге для полярников тоже заботились.
— Мы кино там часто смотрели, — рассказывает Вадим Медведовский. – Нам завезли штук сорок фильмов.
Ученые проводили много измерений: на содержание кислорода в воде, взвесей, газов в воде. Изучали течения и скорость своей льдины. По словам Вадима Медведовского за две экспедиции их льдина продрейфовала три тысячи километров и прошла над географическим Северным полюсом. Кроме белых медведей в тех краях исследователи видели чаек и, даже воробьев, которых прозвали "полярными воробьями", удивившись, что они залетают так далеко.
— На севере нельзя бросать мусор, — рассказывает Вадим Медведовский. — У нас каждый день был дежурный, который собирал даже самый мелкий мусор по лагерю. Дело в том, что щепка под солнцем за два дня оказывается на глубине 20-30 сантиметров, а кусок черного кабеля за день на большую глубину вмерзает.
А еще ему до сих пор жаль полярных собак. После окончания срока службы лагеря их приходилось отстреливать, если кто-то не соглашался забрать их к себе домой.
— Тех собак нельзя было перевозить на материковые базы. Они привыкли жить среди самолетов. Но у самолетов, которые приземлялись на льдины, винты были гораздо выше от земли, чем обычно. Собаки, перевезенные с льдины на материк, весело мчались на взлетную полосу, где они привыкли обитать, и гибли под винтами.
Сейчас у Вадима Владимировича проблемы со здоровьем. Он с трудом ходит, говорит, что Арктика без последствий для здоровья не остается. Но на память не жалуется и может часами рассказывать о полярных экспедициях, льдах и белых медведях.
Научно-исследовательские станции на полярных льдинах возникли в СССР в 1937 году. С развалом Советского Союза Россия на долгие годы прекратила подобные исследования. Возобновлены они в 2003 году и действуют по сей день. Сейчас в Северном ледовитом океане дрейфует станция "Северный полюс-40".
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах