Сырма Когония занимается бухгалтерским учетом. О том, почему она выбрала для самовыражения фотографию, и что она создает в своей лаборатории, используя химию и сушеные цветы, Сырма рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Анжелике Бения.
– Сырма, расскажите немного про детскую серию ваших фоторабот "В гостях у сказки", в которой главная героиня — ваша дочь Наала. Как эта серия создавалась?
– На самом деле, это все Юлия Гумба, огромная ей благодарность, Главный редактор журнала "Леди-босс", увидев мои с дочкой фотоработы в интернете, объединила их под названием "Как мы с мамой играем в сказку", выпустила диск и опубликовала наши фотографии в детском журнале "Сани сареи" ("Мама и я" — ред). Я, как мама, перед собой ставила задачу куда более простую. Я занималась со своей дочкой, проводя с ней все свое свободное время в игре, развивая ее воображение и обучая. Мы много и с интересом читали, а потом ставили сценки, где Наалочка воплощала образы героев сказок и не только. Нас это очень развлекало, и мне, и ей не составляло труда параллельно запечатлевать нашу игру и общение.
– Ваши фотографии делаются без "фотошопа". На них прослеживаются интересная композиция, свет и особая цветопередача. Как у вас так получается, если вы никогда не обучались ни фотоискусству, ни стилистике? Все основано на интуиции и врожденном чувстве стиля?
– Чтобы ответить на этот вопрос, следует, думаю, обозначить тот факт, что фотографом при выборе профессии я не стала, а стала экономистом. У меня 25-летний непрерывный трудовой стаж по специальности, которая указана в моем дипломе о высшем образовании — "Бухгалтерский учет и аудит". Я бухгалтер в третьем поколении. Бухгалтерия открылась мне легко, ведь знания глубин профессии подарили мне "бухгалтерские" гены (смеется).
Осознание личной ответственности, анализ, внимательность, умение концентрироваться одновременно и на главном, и на мелочах, стратегическая способность – это то, что я приобрела, будучи бухгалтером, и то, что делает меня фотографом.
– Получается, вы нигде не учились фотоискусству?
– На момент, когда я стала снимать не только для себя, и обо мне, как о человеке фотографирующем, узнали, я нигде и ни у кого искусству фотографии не обучалась. Исключительно по наитию, в силу огромного желания творить и воплощать собственные художественные мыслеформы. Я участвую в процессе, будучи сама себе и фотографом, и гримером, и портным, и стилистом, и декоратором, и парикмахером.
– А что насчет "фотошопа", прибегаете к его помощи?
– Раньше я была категорична и принципиально отказывалась от коррекции своих фотографий. Но с недавнего времени приняла уравновешенную позицию и тоже стала пользоваться некоторыми из его возможностей.
– А с чего вообще все началось?
– Началось с того, что мне, еще ребенку, мама сделала подарок, о котором я очень просила и сильно ждала, – кассетный фотоаппарат. Поколению молодому, обласканному прогрессом, избалованному технологиями сложно, наверное, даже представить, что когда-то все было не моментально, как селфи, и молниеносно, как смс. Тогда существовали целые лаборатории по проявке пленки и печати фотографий, оборудованные специальными ваннами, лампами, массой пузырьков и бутылочек, реактивов и катализаторов. Для такого таинства требовалась полная темнота. Наверное, эта мистическая сторона и стала магнитом, который притянул и уже больше не отпустил меня. Ведь что может быть волшебней умения останавливать время?
– Расскажите немного о жанре и стилистике ваших фотографий?
– Однозначно, мне ближе всего жанр постановочной фотографии. Я забиваю свои декорации грубыми ржавыми гвоздями в обветшавшую стену с поблекшей краской и отвалившейся штукатуркой. Эта стена – мое полотно для рисования, огромное пространство вариантов для воображения, сцена за занавесью. Я приглашаю в свой "театр" с его примитивными декорациями и скрипучими подмостками. Каждая фотография предвкушает начало действа, и главное очарование его в том, что все не взаправду.
– Как рождаются ваши образы? Что может вдохновить вас на новую работу?
– Тема вдохновения также неисчерпаема, как и само вдохновение. Я уверена, что все самые большие потрясения, самые глубокие эмоции и самые серьезные удивления мы испытываем в детстве и юности. Тогда наш мозг еще не умеет классифицировать пережитое и расставлять по полочкам. Вот и бродят наши детские переживания неприкаянные по бескрайним просторам нашего подсознания, облицованного кривыми зеркалами, меняя облик и искажаясь, ища своего определения и места. Становясь взрослыми, мы отпускаем их. Люди создающие, пишущие или рисующие сублимируют и обнажают свои детские переживания через творчество, делая их явными и открытыми для всех. Может, вы видели мои натюрморты на черном фоне?
– Да, конечно, видела.
– Никогда я не была так близка к своей подкорке и детству, как тогда, когда снимала эту серию. Один пример для наглядности. Маленькой я очень любила играть в куклы. Но мне было недостаточно иметь игрушку, даже заводную, умеющую ходить и говорить "мама", в те далекие времена у меня была и такая. Я захотела сделать из нее "живую" девочку. Вместе с подружкой мы провели целую операцию по оживлению, разрезали кукле живот и вложили внутрь слепленные из пластилина сердце и другие органы. Помню, что удивилась и озадачилась, почему кукла не ожила. Может быть, поэтому я стала воплощать образ "ожившей" куклы, будучи совсем взрослой в фотографиях. А может, с этого начался отсчет моего пути в поиске силы, дающей жизнь, поиске творца всего сущего – Создателя, Бога.
– А что стало с подругой детства?
– Она стала отличным хирургом.
– Над чем сейчас работаете? Есть новые проекты?
– В этом году я, наконец, обучилась в школе фотографии, получила сертификат и напутствие от своего мастера группы идти и участвовать в международных и всероссийских фотоконкурсах. С большим неверием в себя я все же зарегистрировалась на одном из статусных фотопорталов и выставила две свои фотографии в конкурсе года. Нет, я не победила, да и не ждала этого, уж очень крутые шли параллельно с моими работами фотографии других опытных фотографов, с именами и регалиями, но, к своему удивлению, я дошла до последнего тура и вошла из более 35000 фотографов-участников в 5000 лучших. Я – бухгалтер-фотограф, любитель-дилетант с фотографиями без фотошопа обошла 30 000 участников профессиональных фотографов со всего мира. Я поверила в себя. Воодушевившись, я выслала свои фотоработы в VOGUE Италия и получила одобрение с отметкой vogue.it на каждой из них. Этим летом я открыла творческую мастерскую, где наряду с фотографией встал новый для меня эксперимент. Я стала создавать украшения из ювелирной смолы, сухоцветов и полудрагоценных камней.
– Да, я видела эти работы. Украшения из ювелирной смолы с сухоцветами — это что-то новое для абхазских модниц. Как они создаются?
– Как алхимик в поисках философского камня, в маленькой лаборатории в колбах и пробирках я замешиваю химический состав, погружаю в него засушенные травы и цветы, чтобы получилось чудо, достойное таких трудов и терпения. Страшно даже подумать, какой была бы моя участь во времена Великой Инквизиции (смеется). Но для спокойствия борцов с ересью скажу, что на самом деле мои работы далеко не для всех. Как говорила Коко Шанель: "Изделия ручной работы — это роскошь, и иметь их каждому не обязательно!" Убеждаюсь, что украшения, сделанные моими руками, сами определяют себе владельца, они манят исключительно обладательниц утонченного вкуса, смелости и неординарного склада ума, тех, кто ценит искусство, являет собой женственность, достоинство и красоту не только внешнюю, но и, что гораздо ценнее, внутреннюю.
– С чего начинается создание новых украшений в вашей творческой мастерской? Есть ли какие-то правила, чтобы ничего не испортить? Растения должны быть полностью высушены или можно использовать свежие? Следуете ли вы определенной технологии?
– Ювелирная смола — дама капризная, у сухоцветов тоже непростой характер. Но в сочетании этих двух компонентов рождается нечто прекрасное. Я позволю себе не открывать всех секретов. Технология есть, и она, увы, очень вредная для мастера, так как в процессе смешивания реагентов выделяются токсины и яд, но, когда изделие полностью готово, прошло все этапы, оно становится абсолютно безвредным, уникальным и удивительно завораживающим. Это еще одно таинство, магия, к которой я приобщилась в желании остановить время.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах
Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>