СУХУМ, 5 дек — Sputnik, Мария Шелудякова. Союз Ирана, Турции и России невозможен из-за глубоких противоречий в отношениях Анкары и Тегерана, заявили эксперты в ходе круглого стола "Россия – Турция: отношения на современном этапе" в МИА "Россия сегодня".
Перспектива создания мощного союза трех стран, геополитические интересы которых простираются далеко за пределы Ближнего Востока, вырисовывалась еще летом 2016 года. Анкара заявляла о готовности восстановить мир и стабильность в регионе в союзе с Ираном и Россией. Более того, идея создания такого альянса впервые прозвучала из уст президента Турции Реджепа Эрдогана в ходе телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Роухани. Однако высказывания турецкого лидера, как отметили эксперты, в последние месяцы отличаются противоречивостью.
"Союз между Турцией и Ираном невозможен. Руководство стран имеет разные амбиции в регионе и разное видение политического урегулирования конфликта в Сирии", – отметил директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев.
Переговоры официальных Анкары и Тегерана состоялись сразу после попытки государственного переворота в Турции. Тогда Роухани подчеркнул, что "события той ночи показали, кто друг и кто враг, причем не только внутри самой страны, но и за ее пределами". Причем российско-турецкие отношения также начали улучшаться после неудачного переворота.
Визит Йылдырыма в Москву
Во время своего визита в Москву премьер-министр Турции Бинали Йылдырым обсудит вопросы продвижения российско-турецкого сотрудничества в торгово-экономической сфере, включая реализацию важнейших совместных проектов.
Очевидно, что центральная тема переговоров – возобновление отношений между странами, которые отличаются особой турбулентностью.
ВКС РФ проводят контртеррористическую операцию в Сирии, и здесь позиции двух стран кардинальным образом расходятся, так как Турция нацелена на смену режима Асада.
При этом Гаджиев подчеркнул, что в настоящее время Россия и Турция, чтобы не повторять ошибок, строят "основательное" стратегическое партнерство – экономическое взаимодействие на политической основе.
Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев считает, что турецкие власти разочарованы темпами "разморозки" двусторонних отношений.
"Сейчас наблюдается разочарование с турецкой стороны, я имею в виду медлительность "разморозки" санкций в отношении Турции. Туристический сектор требует особого внимания. Российские туристы почти ничего не забронировали на 2017 год, поэтому союз туриндустрии Турции заявил, что 2017 год можно уже объявлять годом потерь", — заявил эксперт.
Сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев отметил, что заявленная цифра в 100 миллиардов долларов в двустороннем товарообороте вряд ли в ближайшем будущем будет достигнута. Турецкие власти ведут непредсказуемую политику, но отказываться от важных и выгодных проектов они не будут, уверены эксперты. К примеру, "Турецкий поток" выгоден обеим сторонам, однако судьба этого энергетического проекта во многом зависит от разрешения сирийского конфликта.
Вступление в ШОС
Возможное вступление Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) будет использовано для влияния Москвы на Анкару и наоборот. Но даже в случае вступления в ШОС, Турция не забудет о своем членстве в НАТО, считают политологи.
"России выгодно, если Турция осуществит поворот в сторону ШОС. И эта карта, вероятно, будет разыгрываться. Однако вступление – это крайне долгий процесс", – отметила руководитель гуманитарного направления Центра изучения современной Турции Татьяна Шувалова.
Более того, подчеркнул научный Гаджиев, Турция рассматривает ШОС как альтернативу ЕС. Об этом говорил и президент государства Эрдоган. Но в настоящее время Анкара находится в статусе кандидата на вступление в Евросоюз, и уже получила некоторые дивиденды, от которых руководство страны не желает отказываться.