Крепкий орешек
"Непробиваемая команда" — это первое и, наверное, последнее, что я слышал об абхазском футболе от своего отца. На футбол он стал меня брать с 1975 года, когда мне было семь лет. И чуть ли не на первой игре орловского "Спартака" — в ту пору команды второй лиги – он сказал мне о соперниках: ''Спартак'' Рязань – это несерьезно. Вот три года назад я видел сухумское "Динамо" — вообще пробить их нельзя было".
Отцу надо было отдать должное: как только он понял, что я научился бегло читать в шесть лет, он стал мне подбрасывать интересные книжки. Среди них были орловские футбольные справочники разных лет, и вот что я там вычитал.
В 1972 году орловские футболисты по какому-то непонятному стечению обстоятельств попали в зону команд Закавказья. Разъезжать пришлось много и далеко. Наверное, поэтому мои земляки закончили турнир на 18 месте из 19 команд. Но и сухумское "Динамо" в тот год было далеко не лучшим – они стали шестнадцатыми. Это один из худших результатов команды.
На "выездах" дружина из Абхазии, несмотря на все проблемы с составом, играла с огоньком. И в том матче, который смотрел мой отец в Орле в 72-м, вратарь сухумцев творил чудеса. Да и защита, по его словам, тоже была на высоте. Вот так заурядная команда с Юга в сердце одного рядового болельщика из Средней Полосы стала символом надежной игры в обороне.
"Динамо" ушло, но "Динамо" осталось
События перестройки я переживал крайне неоднозначно. С одной стороны, страна стала "открываться". И для меня, студента факультета иностранных языков, появилась возможность работать "по специальности". А вот вокруг все трещало по швам. И футбол тоже. Особенно болезненно воспринял я то, что в 1990 году чемпионат СССР недосчитался одного из символов советского футбола – тбилисского "Динамо", обладателя Кубка Обладателей Кубков Европейских стран 1981 года. В отсутствие наследников Кипиани, Шенгелия и Гуцаева Высшая лига обеднела – исчезла неповторимая тбилисская композиционная игра.
Но благодаря еженедельнику "Футбол-Хоккей", который тогда зачитывал "до дыр", я узнал, что в первой лиге появилась "абхазская изюминка" – старое доброе сухумское "Динамо". И вел его в бой в качестве тренера знакомый мне футболист из 70-х – Олег Долматов. В прошлом – звезда московского "Динамо". Тех игр я не видел, но по журналу помню, что сухумцы заняли место где-то в середине турнирной таблицы. "Молодцы, что ребята не подчинились приказу из Тбилиси и продолжали играть в Чемпионате СССР", — думал я тогда. Однако из-за начала войны в 1992 году "сухумское футбольное восхождение" прекратилось.
Невезучий "защитник от Бога"
Когда я сам играл в футбол, меня ставили в защиту. "Потому что ты в нападении ничего не понимаешь", — шутили старшие товарищи. Наверное, поэтому я всегда обращал внимание на защитников в разных командах. Одним из моих любимых игроков этого амплуа в 90-х стал защитник киевского "Динамо", уроженец Гудауты Ахрик Цвейба.
Чем он мне запомнился? Прежде всего двумя вещами: выбором позиции и потрясающим первым пасом. Особенно удались ему матчи в составе сборной СНГ на Евро-92 против немцев и голландцев. Первые на тот момент были действующими чемпионами мира, а вторые – лучшей командой Европы. И оба матча наши сыграли вничью – 1:1 и 0:0 соответственно. А вот в матче с Шотландией Ахрик не был похож на себя. Команда проиграла – 0:3 и выбыла из турнира.
После этого Цвейба не везло. Чемпионат мира 1994 в США он пропустил из-за травмы – и после этого до конца не восстановился – даже когда играл за сильную в то время владикавказскую "Аланию".
Последний раз я видел Ахрика в "лужниках" в 2000-м – в составе элистинского "Уралана". Играл он хорошо, но в то время московский "Спартак" не знал себе равных. Так игра тоже закончилась со счетом 3:0 не в пользу команды Цвейба.
Но несмотря на результаты, футбол в его исполнении всегда был искренним и горячим – и на это было приятно смотреть.