Ситуацию вокруг планов оппозиции собрать сход против действующей власти прокомментировал в интервью Sputnik Владимир Лепехин.
– Владимир Анатольевич, ваш Институт внимательно наблюдает за развитием политической ситуации в Абхазии. В частности, после съезда партии "Амцахара" ваш заместитель Виталий Бельский опубликовал большую статью о начале подготовки абхазских политиков к предстоящим весной следующего года парламентским выборам. И в ней он довольно жестко высказался об оппозиции, подчеркнув, что "всего 1 % населения Республики мутит воду". Как вы относитесь к такому высказыванию?
– Считаю, что Виталий Бельский прав в оценке ситуации в республике и действий некоторых лидеров антипрезидентской оппозиции. Судите сами. Попытка навязать народу Абхазии референдум по вопросу о досрочной отставке президента летом сего года, как мы помним, с треском провалилась. В нем действительно приняли участие немногим более 1 % населения республики. То есть, фактически народ дал понять организаторам референдума, что пора перестать переливать из пустого в порожнее. Но кому-то не хочется жить в правовом государстве. Кто-то хочет вновь поиграть с огнем, получить порцию адреналина или поймать золотую рыбку в мутной воде. Отсюда и разного рода ультиматумы президенту, то есть законной власти.
– Вы имеете в виду резолюцию съезда партии "Амцахара" с требованием к президенту Абхазии досрочно сложить свои полномочия в срок до 15 декабря?
– Скажу больше. Если отвлечься от политики и анализировать названную резолюцию исключительно в правовых категориях, то мы на самом деле увидим в ней не просто ультиматум, но завуалированный призыв к свержению законной власти антиконституционными методами.
Дело в том, что, с одной стороны, закон не запрещает президенту добровольно покинуть свой пост по тем или иным обстоятельствам, но о каком добровольном уходе можно говорить в ситуации, когда президента пытаются заставить уйти путем угроз и шантажа?
Это классический прием радикальной оппозиции, направленный на реализацию силового сценария смены власти и опробованный не только на Украине зимой 2014 года, но и в десятках других стран мира.
– Но чем оппозиция может угрожать главе государства? Автопокрышки вроде бы она не собирает пока что по Сухуму. Коктейлей Молотова вроде тоже на улицах не видно.
– Госпереворот в Киеве начинался не с поджигания покрышек, а с вполне как бы мирных резолюций оппозиционных партий. И тут важно ответить на вопрос: а для чего вообще радикальная оппозиция той или иной страны обычно собирает народ в каком-либо месте под антиправительственными лозунгами? Ведь не для того же, чтобы просто поговорить о жизни – для этого существуют другие форматы.
В Киеве, как мы помним, радикалы собрали на майдане всех недовольных властью для того, чтобы, в конечном счете, силой свергнуть законного президента. Да и в июле текущего года абхазская радикальная оппозиция собрала людей у здания МВД вовсе, как мы помним, не для дискуссии.
Большинство так называемых "народных сходов" рано или поздно заканчиваются малой или большой кровью. Для этого они на самом деле и устраиваются. Хотя в Абхазии на сегодня сформирована вполне понятная и демократическая система власти, приняты все ключевые законы, позволяющие отправить в отставку кого угодно законными способами, не прибегая к уличным средствам борьбы.
Но, повторяю, кому-то в Абхазии сегодня хочется выйти за пределы правового поля.
– Но что будет 15 декабря? Ждать ли каких-то столкновений? Исполнит ли оппозиция свою угрозу? И как далеко все может зайти?
– Успокойтесь. Никакого действительно народного схода в Сухуме в ближайшее время не произойдет, потому что на площадь перед Администрацией президента, в лучшем случае, выйдут все те же, хорошо известные абхазам любители поговорить. Народ республики давно разобрался в том, кто есть кто, откуда и зачем. Шум нужен радикальной оппозиции для того, чтобы привлечь к себе внимание накануне парламентских выборов. Других ведь способов заинтриговать избирателей у нее сегодня просто нет.
Почитайте внимательно документы той же "Амцахара". В них нет ничего, кроме общих слов, лозунгов и голословной критики. Кто-то молча делает свое дело, а кто-то предпочитает больше говорить, чем действовать. Так устроен мир.
– Ну, если цель оппозиции состоит только в том, чтобы пошуметь, может быть не стоит обращать столь пристальное внимание на ее ультиматумы? Некоторые абхазские партии считают себя альтернативой нынешней власти, и это их право; зачем лишать оппозицию возможности заявить о себе так, как ей хочется?
– Согласен. Любая партия имеет право на все, что является законным. А законы в Республике принимает не Президент, а Народное Собрание, которое, в свою очередь, избирается всеми гражданами страны, представителями оппозиции в том числе.
Я понимаю, что в республике имеются люди, которых обидели при формировании правительства — обещали должность, но не дали, или во время дележа какого-нибудь государственного пирога. И это естественно: правительство ведь не резиновое. Но это не значит, что если глава государства или правительства совершил ошибку, или же нам показалось, что он совершил ошибку, то мы незамедлительно должны выводить народ на улицы, требовать от президента немедленной отставки и втягивать население в разборки.
Ни одна власть и ни один президент, как известно, не идеальны. Так для этого в руках народного большинства, на самом деле, имеются законные способы воздействия на власть путем выборов и внесения изменений в действующее законодательство.
Я всегда призывал и призываю любые политические силы к тому, чтобы учиться работать в правовом поле. А на популистских методах и играх с ультиматумами ни одна страна далеко не уйдет. Потому что вынуждена будет ходить по одному и тому же кругу – от схода до схода и от одного госпереворота до другого.
В ходе недавней встречи президентов России и Абхазии Владимир Путин заметил: "Мы очень рассчитываем на то, что ситуация (в Абхазии – ред.) будет находиться под контролем и не будет выходить за рамки правового поля".
Работа внутри правового поля – вот что должно объединить все политические партии Республики Абхазия, готовые участвовать в парламентских выборах.
Полагаю, что действующие парламентские партии должны объединиться вокруг обсуждения и принятия некой Хартии, регламентирующей поведение всех участников предстоящей избирательной кампании, дабы не допустить ее превращения в фарс и фактор дестабилизации политической обстановки в республике.
Думаю, что эта инициатива будет поддержана рядом парламентских партий уже в самое ближайшее время.