Сария Кварацхелия, Sputnik.
Владимир Зантария за свою жизнь занимал разные должности. Начал свою карьеру корреспондентом газеты "Аԥсны ҟаԥшь" и Абхазского радио.
"Я был на пятом курсе, когда пошел работать диктором на радио, — вспоминает поэт, — каждое утро начинал со слов: "Шьыжьбзиа, Аԥсуа радио азыӡырҩцәа" (Доброе утро, в эфире Абхазское радио — ред.) — Позже стал редактором Гостелерадиокомпании".
Будучи журналистом, Зантария выступал со статьями на национальные темы. По его словам, если посчитать, на тот период приходится около 200 публицистических статей.
В тяжелое для Абхазии время поэт принимал активное участие в национально-освободительном движении. Он находился у истоков создания общественной организации "Айдгылара".
Однако, по его словам, участие в национально-освободительном движении началось раньше.
"После службы в армии я вернулся в Абхазию и вступил в борьбу. Мы ездили по селам, городам Абхазии и собирали народ, — вспоминает Зантария события многолетней давности. — Я не мог относиться к судьбе страны как к чему-то второстепенному. Это жизнь и судьба народа, я был всегда приобщен и причастен ко всем делам, которые происходили в Абхазии".
Абхазскому поэту и общественному деятелю тогда приходилось нелегко, так как многие участники освободительного движения подвергались гонениям со стороны руководящих органов.
"Я не хотел бы гипертрофировать эту ситуацию, возводя до уровня каких-то страшных репрессий времен тоталитарного сталинского режима, но грузинский режим был очень непростой, приходилось всего в прямом смысле добиваться, получать разрешения на митинги, сходы. Я помню, каких усилий стоила руководству "Айдгылара" организация Лыхненского схода. Нам не разрешали даже в Лыхны проводить сход, хотя это поляна, где во все времена решалась судьба нашего народа. Но мы организовали сход, — рассказывает Зантария. — Буквально за пару дней мы собрали многотысячный сход, поляна была переполнена. Конечно, это все тяжело было устроить".
Суета противопоказана
За свои 64 года Владимир Зантария работал в разных сферах творческой и общественной деятельности. Но, несмотря ни на что, он всегда неизменно оставался поэтом.
"Конечно, очень проблематично бывает совместить литературу, творческие дела с государственной деятельностью, но так складывалась ситуация, что я не мог сидеть, закрывшись в башне из слоновой кости", — делится он.
Владимир Зантария – автор 15 поэтических сборников. Первый сборник стихов поэт назвал "Аҿымтра абжьы".
"Это крик моей души. Когда я возвращаюсь к этому сборнику и смотрю на стихи свежим взглядом, я понимаю, что в этих стихах нет фальши. Да, они были продиктованы личными переживаниями", — признается Зантария.
Писать стихи для поэта – духовная востребованность, и придерживаться принципа "ни дня без строчки" он считает неправильным.
"Все зависит от творческой индивидуальности, от особенности каждого человека. У некоторых есть такая черта — все время писать стихи. Это дурной принцип. Не дай бог быть подверженным этому дурному принципу. Потому что нельзя все время писать. Нужно давать себе возможность осознать, осмыслить пережитое, а потом уже писать. А если все время писать, то можно стать графоманом", — считает он.
В каждом стихе, как признается поэт, он пытается выразить самого себя, свое внутреннее состояние, свои тревоги и сиюминутные переживания.
"Если поэзия не выражает переживания автора, то это уже не поэзия. Я придерживался этой позиции, этих принципов. Мне кажется, что-то мне в поэзии удалось", — говорит Зантария.
В 2017 году Владимир Зантария стал лауреатом премии Дмитрия Гулиа.
"Этот сборник наиболее ясно отражает мои творческие искания. Мне кажется, что в этом сборнике я поднялся немного выше. Когда Мушни Таевич Ласуриа говорит, что мои стихи перекликаются с творчеством Тютчева и Баратынского, мне это, не скрою, льстит. Потому что мне нравится Тютчев", — признается он.
Владимиру Зантария по духу близки философские обобщения.
"Мне исполняется 64 года. И мне, конечно, хочется найти какую-то изюминку, которая не была замечена другими поэтами, или же не была замечена мной ранее, обобщить и представить как развернутую метафору жизни. Потому что бывает, в молодости не очень глубоко вникаешь в суть, а после 60 лет тебе хочется глубже вникнуть в корень проблемы", — рассказывает он.
Идеальное условие для творчества писатель находит в тишине. Бывают люди, которые могут на вокзале или в каком-нибудь общественном месте быстрым росчерком пера изложить свои впечатления, но Зантария из тех, кому суета противоестественна.
"Для меня тишина – это идеал. А как я могу уйти от суеты, когда я занимаюсь общественной деятельностью? – задается он риторическим вопросом. – Я отрываюсь от этой суеты, уединяюсь. Тогда лучше получается, мне удается выверить какие-то мысли. Если у меня ранее были какие-то наброски, то в этой тишине, в этой маленькой изоляции мне удается лишний раз выверить свои чувства и мысли и доверить бумаге. И чем бы я ни занимался, будь то поэзия или общественная деятельность, главное правило – это сохранить свою самобытность".