Асмат Цвижба, Sputnik
В стареньком, почти антикварном зале Сухумского музыкального училища Заслуженный деятель культуры, кавалер ордена "Ахьдз-Апша" III степени Карлен Яврян не замечает прихода съемочной группы, а мы не смеем отвлечь его от важного дела. Музыкант настраивает пианино, но инструмент не поддается.
Несколько попыток спустя музыкальный слух педагога все же расслышал "чужие" звуки. Знакомство произошло быстро и легко, вопреки стереотипам о закрытых творческих людях. Мы переходим в другой зал, где готовы услышать музыкальную историю Карлена Явряна.
По словам Явряна, пианистом он стал по настоянию матери. Это было ее мечтой. Десятилетнего мальчика вместе с сестрой отправили в Сухумское музыкальное училище. В нем же Явряны позже проработали больше 40 лет и воспитали будущих классиков абхазской эстрады.
"Здесь была очень активная работа. Я работал педагогом по фортепиано, позже был замдиректором по воспитательной работе. У меня здесь были счастливые годы", — вспоминает пианист.
Карлен Яврян о том, как и для чего собрал произведения абхазских композиторов>>
В начале преподавательской карьеры музыканта заинтересовал абхазский фольклор, но "базы" для его изучения Карлен не нашел. Тогда он и решил создать ее сам.
"Когда я приехал после учебы в Тбилисской консерватории, я впервые услышал абхазские песни, гармонические обороты. Меня они привлекли. Я стал обращаться к композиторам, есть ли у них этот материал, чтобы работать с учениками. Чтобы дети могли исполнять музыку, основанную на абхазских народных песнях и танцах", — рассказывает Яврян.
Собрав рукописи композиторов, пианист в 1980 году выпустил первый сборник абхазской классики "Фортепианная музыка композиторов Абхазии для учащихся детских музыкальных школ", за ним последовали еще два.
"Я не ограничился тем, что собрал сборник, я практически проиграл все эти композиции во всех музыкальных школах Абхазии от Звандрипша до Кохоры. Этим я привлекал внимание музыкальной общественности, преподавателей, учащихся", — говорит пианист.
Помимо музыкально-просветительской деятельности, музыкант воспитал плеяду абхазских классиков. Самой известной ученицей Явряна стала Народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава.
Автора даже называют первооткрывателем таланта оперной дивы. Именно он заметил вокальный талант юной Хиблы, когда давал ей уроки фортепиано.
"Однажды она спросила меня: "Можно я вам спою?" Спела. Я сразу понял — у девочки же голос! Я отвел ее к педагогу по вокалу. Через два месяца он мне сказал: "Это талант!" — вспоминает музыкант.
Сегодня Карлен Яврян живет в Казани, где продолжает обучать юных музыкантов искусству фортепиано.
"Меня спрашивают, вы до сих пор работаете? А я говорю, голова и ноги работают, а что, сидеть дома и телевизор смотреть?" — рассказывает он.
Однако пианист не забывает и об Абхазии. Каждое лето он с семьей приезжает на родину и дополняет свои сборники новыми произведениями.
Три года назад пианист собрал аудиосборник с композициями абхазских исполнителей. В него вошли фортепианные пьесы Алексея Чичба, Константина Ченгелия, Леонида Чепелянского, Петра Петрова и других абхазских музыкантов.
"Дети с малых лет должны познакомиться с народной музыкой, песнями. Потом вся их жизнь пройдет под шумок иностранной эстрадной музыки, поэтому это очень важно. Сборники, безусловно, способствуют популяризации музыки", — считает Яврян.
В планах у пианиста продолжить музыкальные "исследования" и собрать новый печатный сборник абхазских классиков для того, чтобы привить детям любовь к родной музыке.