Асмат Цвижба, Sputnik.
От ящиков к собственному "дому"
Открытие Гудаутского Государственного музея Отечественной войны народа Абхазии началось с истории. Кто как ни сама "хранительница" всех экспонатов в Гудауте, замдиректора Гугуца Джикирба могла рассказать гостям, о том, что пришлось пережить музею.
История музея так же интересна, как и сами его экспонаты. На его открытии настоял первый президент Абхазии Владислав Ардзинба в октябре 1994 года.
"В послевоенное время, несмотря на экономическую блокаду и множество других трудностей, он сказал, что музей должен быть открыт. Обратился к народу и предложил общими усилиями увековечить память наших воинов, и сам встал во главе этой идеи", — рассказала Джикирба.
Первый президент сам следил за ходом строительных работ. Более того, многие экспонаты привозил и дарил музею лично.
"Я помню, когда он впервые вошел в музей, то очень долго стоял перед фотографиями каждого погибшего солдата и на выходе сказал: "Да будет подвиг ваш благословлен", — добавила она.
В первые годы музей назывался "Абазгия", а к десятилетию Победы руководство официально присвоило ему имя Героя Абхазии Сергея Дбар. Но архивы музея стали постепенно расширяться, а места больше не становилось.
В 2012 году дирекция обратилась с просьбой к Александру Анкваб о расширении здания и его реконструкции. Просьба была выполнена, строители приступили к работе, но в какой-то момент все остановилось, и музей оказался в "подвешенном" состоянии.
Истории и памяти Абхазии пришлось ютиться в двух маленьких комнатах.
"Наши экспонаты, которые мы по крупице собирали со всей Абхазии, лежали в ящиках. Другого выхода и не было, нам просто не хватало места", — объяснила Джикирба.
И вот, спустя шесть лет история Абхазии вновь вышла в свет. В новом здании появятся семь залов, посвященных разным этапам развития республики. В двух залах появятся экспонаты, которые познакомят гостей музея с историей махаджиров и "узников" сталинского режима в годы репрессий.
Отдельное помещение выделено памяти Владислава Ардзинба. В нем будут храниться личные вещи президента, переданные в дар музею.
Но самым главным залом станет Зал воинской Славы, посвященный героям Отечественной войны народа Абхазии.
"Наш долг не только хранить память о тех, кто героически защитил нашу Родину ценой своей жизни, но и передать ее поколениям, рассказывать о подвигах абхазских солдат как можно чаще", — заявила замдиректора.
О чем говорят фотографии
Во второй части торжественного открытия перед собравшимися выступил президент Абхазии Рауль Хаджимба.
"Я выражаю благодарность матерям, проявившим терпение, и всем, кто приложил усилия, чтобы музей открылся. Это событие имеет большое значение в деле развития нашего государства. Экспозиции музея, посвященные нашим бойцам и добровольцам, вставшим на защиту Абхазии, станут не только памятью о них. Это и предупреждение о том, что такие события больше не должны повториться в будущем. Это пример для воспитания молодежи", — отметил глава государства.
Певцы абхазской эстрады спели песни военных времен, а родители героев нового музея вспоминали своих детей и благодарили руководство – ведь пока есть память, их сыновья и дочери живы.
Торжественное открытие было поручено семьям Героев Абхазии Султана Сосналиева и Сергея Дбар, а также директору музея Баталу Гунба.
"Это святое место, куда мы должны приходить и просить очистить наши души, и просить, чтобы все те, кто "находится" здесь, дали нам силу. Просить прощения за наши недостатки. Я сегодня вспоминала слепую мать одного из добровольцев, которая подходила к фотографии своего сына и набиралась сил жить дальше. Думаю, каждый абхаз будет приходить сюда и преклоняться перед героями, чтобы набираться сил и жить дальше", — сказала Любовь Сосналиева.
После торжественного открытия всех гостей пригласили в новый Зал воинской Славы. 1710 фотографий героев Отечественной войны народа Абхазии были собраны к открытию музея.
Фотографии воинов Гумистинского направления, Западного и Восточного фронта собирали вокруг себя матерей, которые пытались найти своего единственного героя, чью память они несут всю жизнь.
Пытаясь найти своего сына, Саида Алания обратилась к нам.
— А вы не знаете, по какому принципу тут развешаны фотографии?
— Знаю, по алфавиту, — отвечаю я и провожу мать к сыну.
Саида начинает свой рассказ. Ее сын Астамур Сангулия погиб во время боев на горе Ахбюк. Астамур всего несколько дней не дожил до своего 25-летия.
"Он ушел на войну в первый же день, как только услышал. Собрал своих друзей и ушел. Я даже не стала его отговаривать, было бесполезно, знала, какой он", — продолжила мать.
В планах у Астамура не было войны. Он строил свой дом в Эшере.
"Сейчас ему было бы 50 лет, и уже у него была бы семья. Потому что он планировал ее создать, готовил дом к приходу невестки. Уже даже выбрал комнату, в которой она будет жить. Но у судьбы были другие планы", — сказала Саида.
"После войны я писала книгу "Герои Пицунды". Тогда я пережила заново всю историю войны. И сейчас Гугуца, собирая все эти фотографии, тоже пережила все те ужасные события", — рассказала Папцава.
И таких историй сотни. Кто-то никогда не видел отца, но пришел в музей уже со своими детьми, чтобы "познакомить" их с дедом, а отцы подолгу рассматривали образы своих сыновей, все чаще повторяя, что родители не должны переживать своих детей.
Кому-то их пережить действительно не удалось. Больше всего слез было пролито у стенда с Латской трагедии. Здесь развешаны фотографии не просто солдат, а целых семей, которые заживо сгорели в подбитом грузинскими снайперами самолете.
Пустым остался только стенд добровольцев, которые в первые же дни войны приехали защищать народ Абхазии. По словам, заместителя директора музея, 294 фотографии обязательно расскажут гостям об истории героев из России, Чечни, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии и других стран Кавказа и не только. Проблема только в координации и транспортировке.
Сквозь слезы: как прошло открытие зала Славы в Гудауте>>
Матери еще долго не расходились и вспоминали о военных историях, рисовали образы тех, кто принес Победу Абхазии, а на выходе записывали свои мысли в книгу пожеланий. Теперь мы спокойны и знаем, где "живут" наши герои, говорили они.