Несмотря на то, что власти отменили с 1 апреля по 1 мая ввозные пошлины на ряд товаров первой необходимости и медикаменты, абхазский бизнес переживает непростые времена.
Сария Кварацхелия, Sputnik
Введенные в стране меры по защите от распространения коронавирусной инфекции не могли не ударить по бизнесу. Закрыты многие магазины, свадебные залы, салоны красоты, кафе и рестораны тоже закрылись, только некоторые продолжили работу, перейдя на доставку.
30 марта директор одной из самых крупных компаний в стране "Вина и воды Абхазии" Николай Ачба заявил о том, что предприятие временно приостановит свою работу.
"Я отпустил людей по домам, мы не можем ради каких-то финансовых выгод рисковать здоровьем людей, мы лучше подождем, пока закрываемся, будем смотреть, что будет дальше", - сказал он, отметив, что зарплату сотрудникам смогут сохранить на месяц или два, как быть дальше, бизнесмен не знает.
При этом Ачба добавил, что последствия пандемии будут очень серьезные для всего мира, и в условиях Абхазии минимизировать потери бизнеса от кризиса маловероятно.
Закрывается на время карантина и завод "Минеральные воды Абхазии".
"Очень плохое положение с этим вирусом. Наше предприятие пищевое, жизнеобеспечивающее, потому мы работали по сегодняшний день. И город, и республику в целом мы снабжали минеральной, питьевой водой, газированными напитками. С сегодняшнего дня я полностью приостанавливаю работу завода", - рассказал директор Заур Сакания.
Существенный урон ситуация с коронавирусом нанесла и малому бизнесу. Полностью закрыты все предприятия общепита, вещевые магазины, салоны красоты.
По словам владелицы салона красоты Наны Анчабадзе, многие предприятия малого бизнеса могут исчезнуть, если арендодатели и государство не помогут.
"После приказа правительства все наши точки закрыты. Убытки большие. Доход упал в ноль, мы идем в минус. Надо платить зарплаты сотрудникам, вносить арендную плату, платить налоги, коммунальные услуги. В Абхазии с кадрами вообще тяжело. Мы не можем взять и сократить штат. Нужно выживать в это непростое время. Хотелось бы, чтобы нас поддержали арендодатели и как-то пошли навстречу", - отметила Анчабадзе.
Даже после снятия карантина бизнес, по ее словам, не сразу сможет реабилитироваться - многие не работают, денег нет, про салон красоты вспомнят в последнюю очередь.
"В плане экономики, я думаю, самое страшное впереди. Именно малый бизнес сейчас терпит грандиозное крушение. У нас большие расходы", - добавила она.
Другой предприниматель, Левон Цугурян, который владеет магазином техники и обувным, отмечает, что у малого бизнеса нет подушки безопасности при форс-мажорных ситуациях. И любые "катаклизмы" могут быть фатальными.
Обувной магазин Левону пришлось полностью закрывать. Доходы свелись на ноль, но на время карантина он, как и многие другие, платит за аренду, за коммунальные услуги и налоги. А вот компьютерный бизнес предприниматель не стал закрывать.
"Можем проконсультировать клиентов по телефону, подобрать необходимый товар, потом человек приходит, и мы продаем товар. И так в виду кризиса и в виду того, что вырос курс доллара, нам стало непросто. У нас сейчас нет никакой финансовой подушки безопасности. Ситуация тяжелая. Я был бы рад находиться дома и хотел бы, чтобы мои сотрудники находились дома. Но если мы сегодня будем сидеть дома, то завтра сотрудники не получат свои зарплаты, я не смогу выполнить свои обязательства перед поставщиками. Это полностью остановит работу и сделает ее невозможной в дальнейшем", - подчеркнул Цугурян.
По словам и.о. министра экономики Абхазии Заура Гулиа, пока сложно оценить экономический ущерб Абхазии из-за распространения коронавирусной инфекции. Но понятно одно - последствия ее не могут не отразиться на этой сфере. Тем более, что экономический спад уже наблюдается.
"Для того, чтобы прогнозировать развитие ситуации и в полной мере понимать все последствия для экономики, нужно понимать дальнейший ход событий, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Конечно, мы все надеемся, что вирус в скором времени будет побежден, и мы все сможем вернуться к нашей обычной жизни. В то же время все мы должны быть готовы к разным сценариям развития ситуации", - отметил он.
Серьезный урон экономике страны может быть нанесен в случае, если угроза коронавируса не будет устранена до начала курортного сезона.
"Если пандемия продолжится и у нас курортный сезон будет под вопросом, то это, конечно, будет существенное падение как доходов государственного бюджета, так и доходов населения страны. Опять-таки все мы в данном случае можем заниматься только недопущением распространения коронавируса в Абхазии. Нужно сосредоточиться именно на этом. В текущий момент чрезвычайно важно следовать всем рекомендациям штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции, прислушиваться ко всем государственным органам и руководству страны, которые определяют модель нашего поведения", - подчеркнул и.о. министра экономики и добавил, что пока лучше запастись терпением и затянуть пояса.
Бизнес на каникулах
30 марта и.о. президента Абхазии Валерий Бганба поручил Минфину и Государственному таможенному комитету изучить возможность временного снятия ввозных налоговых обязательств (пошлин и сборов) с предпринимателей, которые поставляют в страну продукты питания и медикаменты. Уже 1 апреля соответствующее постановление было подписано, и ввозные таможенные пошлины на отдельные виды значимых продовольственных товаров первой необходимости, а также на медикаменты были отменены до 1 мая.
Председатель Ассоциации предпринимателей Абхазии Вячеслав Библая отметил, что временная отмена пошлин и сборов на ввозимую продукцию нужна на все виды товаров, а не только на продовольствие и медикаменты.
"Бизнес в Абхазии практически закрыт, если говорить о магазинах, где продаются продукты питания, и аптеках - они открыты, их нельзя закрывать. Все остальное у нас практически закрыто, все ушли на вынужденные каникулы, причем с содержанием всех своих сотрудников", - отметил он.
Необходимость поддержки государством бизнеса отмечает и и.о. министра экономики Заур Гулиа. По его словам, предприниматели сегодня столкнулись с рядом сложностей, а их разрешение представляет особый интерес для государства, так как стабильная работа бизнеса в условиях пандемии – "базовая площадка для поддержания жизнеобеспечения населения Абхазии".
"Поэтому сейчас очень важно поддержать бизнес для того, чтобы предприниматели могли работать так же, как и до наступления пандемии. Сейчас нельзя предпринимать излишние административные меры. Все пытаются только содействовать бизнесу. А что касается непосредственно нормативной базы, конечно, все решения должны подкрепляться определенными документами, чтобы не было никакой неразберихи, чтобы все было в правовом русле", - отметил Гулиа.
В Минэке сделали ряд предложений руководству страны для обеспечения стабильности функционирования предприятий в период коронавируса и для выхода из ситуации с минимальными экономическими потерями:
- Предоставление дополнительных дотаций из республиканского бюджета бюджетам районов Абхазии, в которых прогнозируется падение налоговых доходов.
- Принятие ряда мер в сфере таможни - установление минимальной налоговой ставки ввозной пошлины на продукты питания и лекарственные препараты, введение упрощенного порядка предоставления отсрочки таможенных платежей, введение упрощенного порядка ввоза на территорию Абхазии товаров первой необходимости и продовольствия.
- Предоставление отсрочки по налоговым платежам или временное неприменение штрафных санкций в отношении предприятий, поставляющих продовольствие, медикаменты и товары первой необходимости.
- Ограничения в условиях пандемии на проведение контрольных проверок объектов малого и среднего предпринимательства.
- Неприменение штрафных санкций по невыплаченным кредитам, включая потребительские, которые были предоставлены банками обычным гражданам, или же пролонгация кредитов.
- Регулирование цен на продукты питания, которые входят в продовольственную корзину.
- Расширение перечня жизненно-необходимых лекарственных средств.
"На наш взгляд, такие меры позволят предприятиям адекватно планировать и осуществлять свою деятельность. Все эти меры сформулированы и подготовлены Минэком и в настоящий момент рассматриваются на предмет того, как они могут быть отработаны", - подчеркнул Заур Гулиа.
Все на борьбу с коронавирусом
И даже несмотря на тяжелые времена, бизнес в Абхазии не прекратил существовать. Более того, многие предприниматели стараются активно помогать государству в борьбе с распространением заболевания - открыт счет в Минздраве, на который они начисляют деньги для покупки аппаратов искусственной вентиляции легких, комплектующих, медикаментов и так далее.
"Бизнес принимает активное участие в спасении нашей страны от коронавируса. Предприятия должны работать. Если они не будут работать, то государству будет еще хуже. Соответственно этой работой важно не подвергать опасности жизни сотрудников, - рассказал Качарава. - Например, у меня на работе мы не закрылись. Мы планируем перечислять какую-то часть выручки Минздраву. В работе стараемся соблюдать все нормы, предписанные врачами. Это влажная уборка, дезинфекция, использование масок и перчаток".
Роман Качарава отметил, что сейчас стоит вопрос выживания малого и среднего бизнеса, поэтому государство должно ввести для них определенные льготы, освободить временно от уплаты платежей.
При этом сам Роман Качарава отмечает, что для него лучшая преференция со стороны государства - платить налоги не в налоговую, а в Министерство здравоохранения.
Все последние новости о ситуации с коронавирусом в Абхазии и в мире - в спецпроекте Sputnik>>