Это не новое явление в традиционной религии абхазов. Этнолог Валерий Бигуаа рассказал Sputnik, в каких случаях жители Абхазии обращались к Богу и какие обещания давали ему.
Sputnik
Для моления абхазские хозяйки приготовили вареники с сыром в форме мешочков (акуакуар) и вареники обычной формы, растворенные в воде мед (ацхаӡҩа) и мацони (ахарҵәыӡҩа).
Стоит заметить, что в проведении этого ритуала нет каких-то строгих правил, каждый молится так, как ему подсказывает сердце. Но традиционно моление проводит женщина.
"Всевышний спаси и сохрани нас! Пусть твой добрый взгляд всегда нас оберегает! Мы обращаемся к тебе с пищей, которой ты нас наделил (...) Прошу тебя за благополучие абхазского народа", - с такими словами обратилась к Всевышнему Замира Губаз из Гудауты.
Анжела Цвижба-Бигуаа из села Тхина провела ритуал немного иначе. Она обвела зажженную свечу вокруг головы участников моления со словами: "Всевышний, прошу тебя уберечь нас от этого заболевания, которое охватило весь мир. Насколько мне известно, сегодня многие по всей Абхазии с молитвой обращаются к тебе. Пускай наши молитвы будут услышаны и за тех, кто сегодня не проводит это моление. Прошу о здравии и благополучии всего народа".
Истоки моления
В сложных жизненных ситуациях абхазы обращались к Всевышнему за помощью. Они просили, чтобы проблема, которая их волновала, благополучно разрешилась. При этом они могли дать слово Богу (аҿаҭахьа), что при благополучном исходе принесут ему жертву.
"Аҿаҭахьа - слово, данное Богу. Сложно сказать, когда появилось это явление. Абхазы обычно обращались к Всевышнему, если кто-то из членов семьи болел или с ним происходил несчастный случай. Тогда он мог сказать, если все разрешится, то принесу в жертву определенное животное. Если действительно все благополучно разрешалось, то человек, давший обещание Всевышнему, должен был его выполнить", - пояснил Бигуаа.
Подобные моления могли проводить не только в семье, но и широким кругом. Например, целыми селами. По словам этнолога, к Всевышнему обращались во время "испанки" в начале ХХ века, а также во время Отечественной войны народа Абхазии.
"Во время Отечественной войны народа Абхазии многие обращались к Богу с просьбой, чтобы война завершилась благополучно, и абхазский народ сохранился. Я знаю многих, кто давал аҿаҭахьа, - вспомнил Валерий Бигуаа. - Также я слышал, что во времена, когда во всем мире свирепствовала испанка и люди умирали миллионами, абхазы проводили моления, давали слово Всевышнему".
О молении, проведенном накануне во многих семьях Абхазии, этнолог узнал из постов в соцсетях. Он признался, что поначалу не понял этого явления. Но сам факт, что абхазы не забывают свои традиции, обрадовал его.
"Честно признаться, я даже подумать не мог, что в данной ситуации, абхазы могли провести такое моление, дать слово Всевышнему. Мне импонирует, что абхазы возвращаются к своим истокам, помнят старинные абхазские традиции. Это очень хорошо", - отметил Бигуаа.
Для молельного обряда на стол, накрытый белой скатертью, традиционно ставят вареники с сыром в форме мешочков (акуакуар) и обычной формы, растворенные в воде мед (ацхаӡҩа) и мацони (ахарҵәыӡҩа). Некоторые могли зарезать петуха. Важным атрибутом моления является зажженная свеча.
Многие из тех, кто проводил вчера ритуал, не придерживались каких-то четких правил и канонов. Каждый молился так, как ему подсказывало сердце.
Читайте также:
-
Съесть блины, сжечь чучело: как встретили Масленицу в Очамчыре
-
Никаких "обнимашек": правила приветствия по-абхазски