Дети из семей беженцев продолжают обучаться, чтобы не отставать от школьной программы. Ребята младших классов учатся на территории пансионата, учеников средней и старшей школы определили в сухумскую школу №6.
"Мы вышли погреться, и вот"
Дима Павленко самый старший из ребят, в этом году он оканчивает школу. Всего месяц назад он готовился к сдаче ЕГЭ по математике и русскому языку и поступлению в техникум, но планы пришлось отложить. Семье пришлось экстренно эвакуироваться, в Абхазию Дима приехал с мамой и младшей сестрой.
Когда-то Дима хотел стать слесарем, как и его отец. Но сейчас он планирует стать архивариусом.
– А как тебе пришла такая идея? Все же, редкая профессия, кажется, и не особо популярная, – спрашиваю.
– Ну, в моем положении сейчас только так, – честно признается парень.
Подниматься на четвертый этаж в свой класс Диме сложнее, чем сверстникам. В 2014 году ему оторвало половину ноги, пришлось установить протез.
– Можешь рассказать, как это произошло? Извини, что спрашиваю о личном.
– Да нет, все хорошо, мне не сложно.
13 августа 2014 года. Семья Павленко пряталась от ракетных ударов в подвале своего дома.
"Мы вышли из подвала, все было хорошо, тихо, спокойно, тепло. Мы вышли погреться, и вот. У меня оторвало ногу выше колена, у сестры перебиты стопы, у мамы оторвало ухо, бабушка тоже без ноги, а папе попало в висок", – рассказывает он.
Год Дима "скитался" по больницам Донецкой республики, которые, по его словам, тоже находились под обстрелами. За восемь лет мальчик поменял четыре протеза.
– Если тебе сложно стоять, мы можем присесть.
– Нет-нет, все хорошо, мне не сложно.
Дима признается, что уже привык жить в состоянии войны, и обострение ситуации в феврале его не сильно напугало, а вот расставаться с привычным образом жизни и друзьями было сложнее.
Отец Димы – слесарь третьего разряда, сотрудник местного депо. Он остался дома, ремонтировать поезда и помогать солдатам.
"Но мы с ним держим связь. Он рассказывает, что стреляют, запускают "Точку-У" (ракетный комплекс - ред.)", – поделился парень.
Учителя рассказывают, что Диму в классе полюбили с первого дня, а одноклассники даже просили классного руководителя поближе познакомиться с парнем во внеурочные часы. Педагоги удивляются – мальчик очень открытый, позитивный и общительный.
– Домой хочется сейчас?
– Конечно, хочу. Дома все мои друзья, семья ждет. Тут я все равно не в своей тарелке.
Планы и жизнь
Коля, Ярослав и Максим учатся в девятом классе. Мальчиков посадили за первые парты, они оказались очень общительные. Особенно Коля. Он говорит, что в абхазской школе все "совсем по-другому".
"Во-первых, уроки у нас начинались всегда в 8, не бывало такого, чтоб не было первого урока. Еще у нас не много уроков по 45 минут, а один большой. Еще учителя намного строже, а у вас добрые. С программой проблем нет, мы уже прошли то, что проходят здесь", – рассказывает он.
По словам Коли, он до последнего уговаривал родителей не уезжать, "потому что у меня там друзья, квартира моя удобная". Родители уговорам не поддались, сказали мальчику, что в Абхазию поедут всего на неделю.
– А зачем ты их пытался уговорить? Неужели не было страшно, все же обстановка не из приятных.
– Не, я уже привык.
Коля планирует поступить в пожарную академию. Его отец тоже пожарник, но мальчик объясняет, что дело не в традициях.
"Потому что у нас очень мало нормальных профессий с достойным заработком. А в полицию я идти не хочу, потому что там так себе", – говорит он.
У ребят уже было несколько уроков абхазского языка, Коля даже попытался почитать гимн, говорит, что получилось.
– И как тебе язык на слух, сложно?
– Мы привыкли, что в украинском все, как в русском, только пару букв заменяется, и слово по-другому звучит. А у вас очень непохоже, такое ощущение, что просто набор букв.
Отложенные мечты
Валентин учится в пятом классе. Называть его уменьшительно-ласкательно язык не поворачивается, очень уж серьезный молодой человек, сильно отличается от одноклассников. У Валентина я даже предварительно попросила разрешение на интервью, он не отказался.
Мальчик честно признался, что первые дни в школе были "удивительными", привыкнуть было сложно, но через пару дней он вошел в колею и даже завел друзей.
"Здесь мне легче, тут уроков поменьше. У нас было каждый день шесть уроков, а еще английский с первого класса, а тут с пятого", – говорит он.
Валентин хочет стать программистом и создавать игры, в Луганске он уже начал тренироваться. Сейчас такой возможности нет, компьютер пришлось оставить дома.
По словам школьного психолога, дети без проблем влились в новые компании и не испытывают проблем с учебой. Школа предложила родителям услуги психолога, но они пока что отказались за ненадобностью. К тому же, в пансионате с беженцами также работает специалист.
После школы для ребят из Донецка и Луганска организовывают экскурсии и знакомят их с Абхазией.