Торговля в блокаде: как повезут зарубежные товары в Россию

Крупнейшие европейские транспортные компании отказываются отправлять машины в Россию.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
СУХУМ, 3 апр - Sputnik. Товары перегружают на поезда, но пропускная способность железной дороги невелика. А самолеты не возьмут ничего крупногабаритного. Для налаживания новой логистики требуются месяцы. Останутся ли потребители без импорта — разбиралось РИА Новости.
Протесты в Лондоне: из-за роста цен на газ и электричество люди требуют отставки премьера

Европейская очередь

Стоимость транспортировки грузов по морю, суше и воздуху растет с каждым днем. Из-за конфликта на Украине котировки нефти поднимались до 130 долларов за баррель, что повлияло на тарифы всех видов перевозки, кроме железнодорожной.
Но главная сложность не в этом. В доках ЕС скапливаются контейнеры, предназначенные для России. В порту Роттердама, крупнейшем в Европе, их как минимум сотни, сообщают отгрузчики. Товары проходят длительную таможенную проверку: в них не должно быть "санкционки" — например, полупроводников или запчастей для самолетов.
Некоторые портовые операторы из ЕС отказываются принимать суда с любыми грузами для России. Среди них — MSC, Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd, чья совокупная доля на рынке больше 50 процентов.
В Черном море порядка ста судов застряли в украинских портах. Судовладельцам приходится платить страховщикам дополнительную премию — до пяти процентов от стоимости корабля. В зоне повышенного риска — прибрежные воды Румынии и Грузии. При этом порт Новороссийск, попавший под санкции ЕС, заявляет, что выполняет все обязательства. Однако там в основном экспорт зерна, контейнеров мало.
Автокомплектующие, продукция пищевой и химической промышленности, бытовая техника, корм для животных, спортивные товары попадают в Россию именно в контейнерах. Ретейлеры и общепит отмечают перебои в поставках и рост закупочных цен.
Европа начала ставить над собой газово-рублевый эксперимент
На товарах массового потребления кризис морских перевозок скажется меньше — их транспортируют преимущественно по земле и воздуху. До санкций быстро росла онлайн-торговля. Каждая пятая покупка — на зарубежных маркетплейсах. Теперь крупные площадки вроде Amazon для России закрыты. Но есть и другие интернет-магазины.
Так, в 2021-м оборот совместного с китайцами предприятия "Aliexpress Россия" увеличился на 46 процентов и достиг 306 миллиардов рублей. Причем не все поставки — из КНР: доля местных производителей повысилась до трети. И по-прежнему онлайн-заказы AliExpress можно оплачивать картами Visa и Mastercard.

Владивосток-2022

Между тем не все азиатские транспортные компании готовы работать с Россией в условиях санкций. Отгрузки прекратили сингапурская ONE, тайваньская Yang Ming. Индийский порт Ченнай больше не принимает товары для отправки во Владивосток. Приходится пользоваться коридором "Север — Юг" через Иран и Каспий, частично проходящий по морю, частично — по суше. Однако инфраструктуры там недостаточно.
Уход крупных игроков рынка неизбежно приведет к дефициту не только товаров, но и самих контейнеров. В России лишь два контейнерных перевозчика — Fesco и "Трансконтейнер".
По оценке экспертов отрасли, объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в порт Санкт-Петербурга снизился на 70 процентов. "Это огромное падение. Порт Владивостока сможет взять на себя от силы одну пятую сократившегося грузопотока. Поэтому большинство логистических операторов переориентируются на железную дорогу", — сообщил РИА Новости гендиректор компании "Оптимальная логистика" Георгий Властопуло.
Глобализация отменяется: Запад теряет основу своего могущества
Тем не менее с портом Владивостока начали сотрудничать несколько небольших китайских компаний. Специалисты надеются, что перевозчики из Китая или Южной Кореи станут принимать грузы для России и в европейских портах.
"Там действительно скапливаются даже не сотни, а десятки тысяч контейнеров. Но если в первой половине марта мы слышали безальтернативную риторику, то сейчас она смягчилась, — указывает Властопуло. — Товары, не попавший в санкционный перечень, понемногу отправляют, в Питер заходят фидерные суда (небольшие контейнеровозы. — Прим. ред.). И это понятно: иначе Европе грозит транспортный коллапс".

Меньше воздуха

Авиатранспорт, как известно, — дорогое удовольствие. То, что морем можно доставить за 195 долларов, по воздуху обойдется в тысячу. К тому же грузоподъемность несравнимая.
Самолетами обычно перевозят фармацевтические и медицинские изделия, скоропортящиеся продукты, цветы, технику, детали, запчасти, в том числе от самолетов и кораблей, драгоценности, произведения искусства, оружие и просто частные посылки.
Санкции сильно ударили по этой отрасли. Крупнейшая грузовая авиагруппа "Волга-Днепр", в которую входят одноименный чартерный перевозчик, а также компании "Атран" и AirBridgeCargo, прекратила полеты. Немецкая CargoLogic Germany и британская CargoLogicAir, бенефициаром которых является основатель "Волги-Днепр" Алексей Исайкин, тоже на земле.
На "Волгу-Днепр" приходилось 49 процентов грузовых авиаперевозок в России. В распоряжении компании пять Ил-76 и 12 Ан-124 "Руслан". У "Атрана" девять Boeing 737, у AirBridgeCargo — 17 Boeing 747 и один Boeing 777. Один из "Русланов" застрял в Канаде, а большая часть "Боингов" — лизинговые, то есть за границу летать не могут: конфискуют.
Грузовыми перевозками занимаются и пассажирские авиакомпании. За прошлый год в багажных отсеках "Аэрофлот" доставил 187 тысяч тонн товаров, "Сибирь" — 77,2.
Еще проблема: больше 70 процентов российских грузовых авиаперевозок — это дальнее зарубежье. Внутреннему рынку столько попросту не нужно. И теперь занять самолеты нечем.

Маршрут с пересадками

Иностранные компании продолжают летать в Россию. В частности — Turkish Airlines, Emirates и Etihad из ОАЭ. Ничто не мешает им доставлять товары, которые не находятся под санкциями.
Кабмин России легализовал параллельный импорт
Что касается "санкционки", ее могут привозить на перекладных, через перевалочные пункты. Например, продукция из США и Великобритании уходит в Москву через Прибалтику и Польшу, из Австралии и Сингапура — через Дубай.
Управляющий директор транспортно-экспедиционной компании "Нетвор Логистик" Владислав Бекоев отмечает, что сейчас всего несколько иностранных компаний оказывают России транспортные услуги.
"Речь о перевозчиках из ОАЭ, Катара, Турции, Китая. Конечно, этого недостаточно. Все пока в ожидании, думают, что продавать и по какому курсу. С другой стороны, китайцы обещают в два раза увеличить поставки автомобилей и запчастей к ним. Скоропортящиеся продукты по-прежнему попадают на Дальний Восток по воздуху", — говорит эксперт.
К слову, еще до украинских событий аналитики предсказывали сокращение грузооборота авиатранспортом из-за снижения платежеспособного спроса и замедления мировой торговли на фоне пандемии.
В этой ситуации опять же может заработать КНР. Поскольку многим авиакомпаниям запрещено летать над Россией, европейские перевозчики вынуждены удлинять маршруты в Восточную Азию. Это ставит их в невыгодное положение по сравнению с китайскими конкурентами, для которых российское воздушное пространство открыто.

Земля вместо воды

С сухопутными перевозками тоже сложности. Очередь из полутора тысяч фур на границе Польши с Белоруссией растянулась на 36 километров. Таможенного оформления ждут по три дня. Водители — в подавленном состоянии, у многих закончились запасы воды и еды.
"Большие проблемы и на границе Белоруссии со странами Балтии. Досмотр грузов, следующих из Европы, усилили. В обратном направлении гораздо проще. Пропускная способность из Литвы — около 57 процентов нормы, Латвии — 58, Польши — 44. Это даже не из-за санкций, такая картина наблюдается давно, и внятного объяснения этому нет", — рассказал РИА Новости эксперт по коммуникациям транспортно-логистической компании TELS Александр Жикин.
Не долларом единым: сколько можно заработать или потерять на юанях
Пока еще поступают грузы из стран ЕАЭС и в целом СНГ. Но европейские экспедиторы бойкотируют перевозки через Россию и Белоруссию. Это на 40 процентов сократило количество поездов, следующих по железной дороге "Шанхайский экспресс" из Китая в Германию.
Санкции ограничили возможность использования российской транспортной инфраструктуры (в частности, РЖД) западным компаниям, производящим в Китае, скажем, комплектующие.
А китайские логистические операторы, наоборот, стимулируют перевозки по российским железным дорогам. И даже снижают тарифы. Грузопоток из Шанхая в Россию вырос на 20 процентов.
Но пропускная способность железных дорог ограничена. Без серьезной реструктуризации и дополнительного госфинансирования эффекта "бутылочного горла" не избежать.
Из крупных транспортных компаний о полном уходе из России пока заявила только Maersk. Остальные лишь приостановили деятельность. Значит, мировой рынок надеется на хоть какую-то нормализацию.