Кто мог еще полгода назад вообразить, что блестящий выпускник лучшего парижского лицея, а потом — и лучших университетов, и Национальной школы администрации — способен сказать во время выступления перед прессой следующее: "Лучшая энергия — это та, которую мы не потребляем". К этой фразе оставалось добавить — "Таково требование времени!", и аллюзия с лозунгом, произнесенным генсеком КПССБрежневым ("Экономика должна быть экономной") аж в 1981 году на XXVI партсъезде и придуманным его помощником Александром Бовиным, была бы полной, пишет Елена Караева для РИА Новости.
Чуть больше 40 лет назад Советский Союз вползал в тяжелый экономический кризис, в который сейчас вползла вся Европа — континентальная и не очень.
Отсюда и сходство идей, которые приходят в голову тем, кого сегодня называют "перьями президента", а тогда величали "речеписцами Генерального секретаря".
Сегодня во всех странах, когда-то жировавших на дешевых, поставляемых по долгосрочным контрактам газе и нефти, принимаются те самые меры, которые, по мысли европейских политиков и коллективного Брюсселя, сделают экономику ЕС "экономной".
Господа лидеры (а если точнее, товарищи лидеры — как по несчастью, так и по попыткам сломать рыночные механизмы, установив режим распределения, напоминающий все больше и больше военный коммунизм) наконец-то сообразили, что свет, тепло, бассейны, спортивные площадки и фитнес-клубы, сверкающие витрины, горячая вода и не менее горячая пища, а также холодильники — короче, практически все — работает не потому, что нажимается пимпочка или кнопочка.
Этот яркий праздник жизни всегда был с европейцами (с коротким перерывом на Вторую мировую войну, но эта эпоха очень быстро исчезла из памяти) потому, что где-то там, в глубинах морозной и снежной Сибири, суровые мужики без суеты и риторики, без "фитнес-клубов и смузи на завтрак" гнали на континент голубое и черное золото.
В соответствии с теми обязательствами, которые при подписании контрактов взяла на себя их страна.
Но ни про мужиков, ни про компрессоры, которые качают газ, ни про техобслуживание, которого требуют машины, механизмы и устройства, когда вводились ограничительные меры, естественно, никто вообще не думал. Как и о том, что лишенная практически всех ископаемых энергоносителей Европа станет главной жертвой ею же введенных санкций. И ветряки ей в помощь, как говорится!
И уж точно никто и помыслить не мог, что триумфатором в этой санкционной битве станет Россия. Когда на столы тех, кто принимал и принимает геополитические решения, легли первые экономические отчеты, в этих высоких кабинетах случился легкий обморок.
Россия, экспортируя меньше, поскольку предложение было частично искусственно сужено, а спрос, наоборот, только возрос, заработала столько, что сегодня может, по выражению одного из аналитиков, "просто купаться в деньгах", ни в чем себе не отказывая. Любой каприз (строго после выполнения всех социальных и иных обязательств) — и за свои деньги!
Ну а в ЕС тем временем с бюджетниками дела обстоят не слишком радужно, и еврокомиссар синьор Джентилони, отвечающий за экономику, накануне обескураженно сообщил, что госдолг стран зоны евро достиг 97 процентов их суммарного ВВП.
о есть санкции, которые должны были, по мысли тех, кто сегодня говорит о жесточайшей экономии (вплоть до веерных плановых отключений, чтобы избежать еще большей катастрофы), утопить Россию, ее народ, ее государство и ее ВВП, на самом деле страну обогатили.
Речь идет о дополнительных десятках миллиардов (считайте их в любой резервной валюте, которая вам нравится), поступивших в бюджет.
Базирующийся в Финляндии Центр исследований энергетики и чистого воздуха назвал цифры доходов Российской Федерации — 158 миллиардов евро. Казна их получила с февраля по август текущего года.
В ситуации, при которой желающие Россию наказать высекли себя сами, как та унтер-офицерская вдова, подогнали и другую цифирь. Она — про то, как те же французы оценивают происходящее. Не снаружи, а изнутри. В ракурсе того, сколько было в кошельке и сколько в нем стало.
Восьмой пакет санкций, где же ты?
Самый свежий соцопрос от влиятельного Elabe дал ответ на этой горячий вопрос: поддержка санкционного режима в отношении России слабеет (таких уже лишь 40 процентов — на шесть процентов меньше, чем в марте, и эта тенденция ускоряется), а желание спросить с властей "Где деньги, Зин?" (их 27 процентов) так же стабильно увеличивается, как и растет количество тех, кто считает, что стал жить хуже и беднее.
И вишенка на торте: согласно опубликованному отчету, без малого три четверти французов (74 процента) полагают, что санкционная политика "неэффективна", а каждый второй француз считает, что Макрон и его решения — как политика и как лидера страны — перед лицом кризиса оказались не на высоте.
Но это все какие-то отвлеченные числа и доли.
Они далеки от жизни конкретной, в которой закрываются предприятия, работавшие бесперебойно последние полторы сотни лет, производства не могут себе позволить оплачивать счета за газ и электричество, из общественных бассейнов готовятся спустить воду — ее не получится нагреть до комфортной температуры, в душевых может (и будет) использоваться исключительно холодная вода.
Города не только отказываются от обычного освещения, но и рассматривают возможность не украшать улицы иллюминацией во время новогодних праздников.
В ответ на вопрос "А электричества почему нет?", гневно адресованный Макроном главе EDF (Électricité de France), тот заметил: "Вы, господин президент, сами же сказали, что мы будем отказываться от использования атомной энергии, поэтому мы нанимали людей не чтобы АЭС строить, а реакторы — ремонтировать, а чтобы станции закрывать, а реакторы — демонтировать".
Экономия энергоносителей в Европе может дойти до той стадии, что не исключается формирование особой "полиции температур", ходящей по домам и проверяющей, на какой отметке зафиксирован термостат. Во всяком случае, утечки информации (что и эта тема тоже обсуждалась на крупном совещании у Макрона) были. Пока вроде от идеи отказались, но кто знает, что будет дальше.
Очевидно одно. Зима в Европе имеет все шансы стать долгой и холодной при любом прогнозе и любом течении событий. А того, чего больше не будет, перечислять места и времени не хватит: от катания на лыжах (подъемники на горных курортах очень прожорливы в смысле электричества) до сверкающих украшениями рождественских елок.
Нашу страну много лет назад цивилизованный европеец назвал "Россией во мгле", сегодня мы, как люди вежливые, этот должок возвращаем. "Европа во мгле" — чем не название для серии публикаций о крахе когда-то благополучного и богатого региона?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.