Пресс-центр

Сакральный праздник: круглый стол к 30-летию Победы прошел в Sputnik

Центр социально-экономических исследований совместно с Международным информационным агентством Sputnik провел круглый стол "К 30-летию Победы Абхазии: геополитический аспект".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Гости пресс-центра Sputnik рассуждали о причинах и итогах войны, а также обсудили проблемы и перспективы развития республики в поствоенный период.
Бадрак Авидзба, Sputnik

Война, сплотившая народ

Кандидат философских наук, директор Центра социально-экономических исследований Олег Дамениа сказал, что предстоящий юбилей Победы – очень значимое событие, этот праздник является сакральным для жителей Абхазии.
"В нашем обществе память о погибших в этой войне, их образ остается на алтаре Отечества, и мы должны это очень высоко ценить. Это эмоциональная, ритуальная сторона Победы, но она несет и смысловую нагрузку, она даром нам не досталась. На Победу было потрачено много ресурсов, в том числе и внутренних, социальных", – подчеркнул он.
Дамениа отметил, что для многих аналитиков до сих пор остается загадкой, как Абхазия смогла одолеть превосходящие силы противника и одержать Победу в войне.
"Наш народ был весьма озабочен, но паники не наблюдалось, конечно, были и бегуны, были и такие, кто говорил, что мы не выдержим, но они не влияли на настроение общества. В обществе главным образом речь шла о том, как отразить агрессию, как организовать и перейти на военный лад", – сказал эксперт.
В Абхазии
Шамба рассказал о причинах войны в Абхазии и послевоенном развитии
Сплоченное общество смогло самостоятельно перейти на военный лад – все работали на фронт, обеспечивая воевавших едой, одеждой. Весь народ стремился поддержать ополченцев, которые были готовы воевать.
"Надо было доставать оружие, боеприпасы, одни занимались этим вопросом, другие питанием, одеждой и так далее. Власть внимательно следила за тем, что делает народ, да и народ следил за тем, что делает власть, они были тесно взаимосвязаны, между ними я не наблюдал никаких проблем. Владислав Григорьевич мог ругать своих коллег, но народ он не ругал, он восхищался тем, что народ делает, народ не думал, куда убежать, он думал, как защитить свою Родину, свое Отечество", – подчеркнул директор ЦСЭИ.
В абхазском обществе не было такого разномыслия, все были едины – война укрепила общество, что помогло эффективно сопротивляться против грузинской агрессии, добавил Дамениа.
"Победа в войне была целью народа в этой конкретной ситуации. Когда Победа была достигнута, эта цель отпала, она уже не работала, она уже не могла объединить народ, он расслабился и не заметил, как погружается в кризис – состояние социальной неопределенности, и сейчас это продолжается. Потому что объединяющей общество в единый монолит, организующей его определенным образом, поддерживающей его жизнеспособность, такой стратегической цели сегодня нет", – говорит Дамениа.

Причины конфликта

Говоря о причинах начала войны, доктор исторических наук Аслан Авидзба отметил геополитический аспект, ставший, по его мнению, решающим. Геополитика и сегодня остается фактором, который нельзя сбрасывать со счетов, говорит он.
"Мы живем на геополитическом изломе, когда этот фактор всегда является превалирующим. Те геополитические вызовы, которые стали причиной и детонатором процессов, которые привели к началу войны, до сих пор сохраняют силу, я бы даже сказал, они сегодня имеют больше шансов осуществиться", – заметил историк.
В Абхазии
День, когда началась война: 14 августа 1992 года
Ситуация, происходящая в регионе, показывает, что у истории надо учиться не только для того, чтобы знать о ней, сказал Авидзба и добавил, что война в Абхазии началась через восемь месяцев после распада советского государства.

"Самая главная причина – это распад советского государства, а кто был заинтересован в этом, все знают. Это было продолжением распада СССР, и сама Россия не распалась в силу того, что ее рассматривали на Западе как уже состоявшегося союзника Запада. Эти силы, которые стремились к переделу мира естественно в свою пользу, и сегодня эти процессы продолжаются", – сказал историк.

Войну в Абхазии за пределами страны называли локальной, но для абхазского народа – она судьбоносная, поэтому республика должна исходить из того, что важнейшие интересы Абхазии для других стран не имеют определяющего значения, считает Авидзба.
"Вся наша история, и послевоенная история показывает, что наши интересы должны понимать и защищать мы сами, никто за нас это не сделает. Олег Несторович говорил о внутреннем факторе, который способствовал Победе в войне – это сплочение внутри, в первую очередь, абхазского общества. Если внутри абхазского общества не будет сплочения, не будет сплочен абхазский народ целиком, если мы не сможем этого добиться, то не сможем добиться защиты национальных интересов Абхазии", – отметил Аслан Авидзба.
В Абхазии
Толстой: Абхазия и Южная Осетия сумеют построить счастливое будущее для своих детей
Что касается ситуации с Карабахом и что ее может связывать с Абхазией, историк подчеркнул, что у абхазского общества нет права на безответственное отношение к своему настоящему.
"Наше настоящее зиждется на том прошлом, ради которого погибали наши братья и принесли сегодняшний день, который мы с вами отмечаем. Ситуация с Карабахом, когда существовавшее 30 лет маленькое государство, при этом имевшее материнское государство, которое должно было его защищать, за один день исчезло с карты, говорит о серьезном геополитическом факторе", – сказал историк.
Сохранить свою идентичность абхазы могу только на своей территории, в любом другом месте сделать они этого не могут. Противоречия между крупными геополитическими игроками могут серьезно отразиться на судьбе Абхазии, говорит Авидзба.