Sputnik, Асмат Цвижба
Центр курируется Армавирским государственным педагогическим университетом. Основная работа приходится на начало учебного года. Осенью в Галский район в командировку посменно приезжают педагоги университета по различным дисциплинам.
Они ведут курсы повышения квалификации для учителей. Сначала это были курсы русского языка, но позже в Абхазию стали приезжать историки, физики, математики и даже трудовики. Командировки в среднем длятся по две недели, часто преподаватели приезжают повторно.
Параллельно с Центром в Галском районе работают преподаватели по программе "Российский учитель за рубежом". Цель программы – обучить учеников иностранных школ русскому языку, однако в Абхазии она немного видоизменилась.
Съемочная группа Sputnik побывала на уроках русского, труда и ОБЖ, которые теперь преподаются и называются совсем иначе.
Слова и метафоры
— Я Марта, и я дружелюбная!
— Я Натия, и я веселая!
— Меня зовут Лиза, и я добрая!
— Меня зовут Илья, и я тоже дружелюбный!
Так проходит знакомство восьмиклассников из второй школы села Хяцха с педагогом из Армавирского университета Любовью Черновой, которая приехала обучать школьников русскому языку.
Прежде чем приступить к чтению и разбору текста, педагог предлагает ребятам охарактеризовать себя одним словом. Подростки поначалу смущаются, часто повторяются, но постепенно раскрываются — и вот уже через пару минут становится ясно, что в классе сидят будущие учителя, врачи, спортсмены и даже пианисты. Такие вот планы у галских школьников.
А пока задание: прочитать отрывок из текста и выделить в нем самое важное.
"Мы работаем со словом, метафорой, рифмой, изучаем подтексты и обращаемся, конечно, не только к русскому языку, но и к русской литературе", — рассказала Чернова.
По ее словам, придумывать специальные методики для преподавания русского языка в Абхазии не приходится — школьники уже владеют им на хорошем уровне и, что особенно важно, проявляют живой интерес к обучению.
"Не могу сказать, что они на одном уровне с российскими школьниками, но тем не менее прекрасно понимают и подтекстовые связи, и метафоры. Мы даже сочиняем стихи — как в рифмованной форме, так и в японском стиле", — отметила педагог.
Старые предметы по-новому
В соседней первой школе села Хяцха учатся преподаватели. Максим Малыгин из Армавирского педагогического университета знакомит абхазских коллег с тем, что такое энергия и энергетика, какие бывают виды возобновляемых источников и в чем их актуальность.
Нет, это не урок физики. Предмет называется "Труд (технология)", он введен в российских школах с 1 сентября 2024 года. По новой программе школьники изучают не только ремесло и практические навыки, но и осваивают инновационные технологии: конструирование, моделирование, информационно-коммуникационные системы, 3D-моделирование и робототехнику. Словом, все то, с чем современному подростку предстоит столкнуться в мире высоких технологий.
Изменения коснулись и знакомого со времен СССР предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Теперь он называется "Основы безопасности и защиты Родины". На уроках говорят о патриотизме, обучают основам начальной военной подготовки, развивают навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.
Как провести эвакуацию, надеть противогаз, спастись от химического отравления, оказать первую медицинскую помощь — всему этому учат на уроках по безопасности. Занятия для галских педагогов проводит доцент кафедры физкультуры и безопасности жизнедеятельности Армавирского университета Светлана Дегтярева.
"Время меняется, к сожалению, становится более конфликтным. Поэтому важно научить детей как правильно действовать в тех или иных ситуациях, как минимизировать риски и обезопасить себя", — поясняет педагог.
Тем временем директор "Центра открытого образования" Игорь Басов обучает коллег цифровым навыкам: как создать красивую презентацию, сохранять файлы в облаке, использовать онлайн-платформы, чтобы сделать уроки более интерактивными и автоматизированными.
Курсы по компьютерной грамотности пользуются высоким спросом среди учителей.
Каждый вторник педагоги меняются местами с учениками — и уже сами выполняют задания своего преподавателя. Учителя признаются: дети гораздо лучше усваивают материал, если его визуализировать и превратить в интерактивный формат.
Каждый вторник педагоги меняются местами с учениками — и уже сами выполняют задания своего преподавателя. Учителя признаются: дети гораздо лучше усваивают материал, если его визуализировать и превратить в интерактивный формат.
"Это нужно нам не только для того, чтобы сделать урок интересным, но и чтобы объяснить детям, как безопасно пользоваться интернет-ресурсами. Мы тоже стараемся идти в ногу со временем, чтобы ученикам было понятно, наглядно и полезно", — говорит учитель биологии первой школы Хяцха Марика Какубава.
Методист отдела образования администрации Гала Паата Гамахария считает, что такие курсы — серьезное подспорье для системы образования. По его словам, в сельских школах в отличие от городских работает больше возрастных педагогов, которым сложнее осваивать новые технологии, но они "очень стараются".
Плоды обучения
Директор Центра открытого образования Игорь Басов рассказывает, что изначально, в 2023 году, планировалось направлять в Абхазию только преподавателей русского языка. Однако довольно быстро стало ясно, что уровень владения языком в республике, даже в восточных районах, оказался выше ожиданий. Поэтому было принято решение расширить программу и направлять в Абхазию специалистов по другим предметам.
За почти три года в республику приехали около 20 педагогов из России, чтобы делиться опытом с местными коллегами. За это время обучение прошли порядка 1000 человек.
"Коллеги привозят с собой лучшие практики российского образования, и многие из них активно применяются учителями Галского района в своей повседневной работе", — отмечает Басов.
По его словам, после прохождения курсов повышения квалификации учителя становятся активными участниками образовательной среды: выступают на конференциях, поступают в Армавирский институт, а их ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах. Так, недавно школьники из Галского района стали финалистами международной олимпиады по русскому языку, которая проходила в Абхазии. В ней приняли участие около 1000 учащихся из Абхазии, Южной Осетии и Армении. Двое призеров из Гала получили путевку во Всероссийский детский центр "Смена" в Анапе.
Игорь Басов приехал в Абхазию с семьей. Его супруга, Элеонора Мягкова, также преподает в школах Гала в рамках программы "Российский учитель за рубежом", которая действует с 2017 года. По этой программе педагоги из России преподают русский язык в зарубежных школах.
Однако в Абхазии подход к программе адаптировали: поскольку местные школьники уже хорошо владеют русским, преподаватели ведут предметы на русском языке. Так, Элеонора Мягкова обучает школьников и коллег информатике.
По ее словам, уровень компьютерной грамотности среди учителей разный — кто-то только осваивает основы, другие уже уверенно пользуются технологиями. Но все без исключения проявляют живой интерес и стремление учиться.
К жизни в Абхазии семья Басовых адаптировалась быстро — во многом благодаря отсутствию языкового барьера и теплому приему.
"Мы всегда отмечаем доброжелательность, гостеприимство и очень теплое отношение со стороны местных жителей", — добавляет Мягкова.