11:55 14 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD62.55
  • EUR69.86
К. Ковач - Запись абхазских трудовых песен.

Венгр в черкеске. 101 абхазская песня Константина Ковача

© Фото : предоставлено Сухумским музыкальным училищем
Аналитика
Получить короткую ссылку
42850

24 декабря исполняется 116 лет со дня рождения автора первых в истории Абхазии нотных изданий и первого собирателя народных песен Константина Ковача.

Наала Авидзба, Sputnik

Константин Ковач – первый абхазский композитор, который создавал произведения на основе абхазской народной музыки. Он же и составил первые сборники абхазских народных песен, которые он собрал в ходе многочисленных экспедиций по селам.

Ковач приехал в Абхазию в молодом возрасте. 26-летний демобилизовавшийся красноармеец родом из Севастополя, венгр по происхождению, уже был к тому моменту профессиональным музыкантом. Он приехал поправить здоровье после ранения, рассказала музыковед Асида Царгуш. Здесь он сразу заинтересовался абхазской народной музыкой.

"Ковач сблизился с деятелями абхазской культуры, особенно с Кондратом Дзидзария. И именно Кондрат привел его к Нестору Лакоба. Ему предложили возглавить духовой оркестр, который тогда играл в парках, на улицах. В Горской школе ему предложили вести уроки музыки. Константин Ковач поделился с Нестором Лакоба своим желанием заняться записью народных песен".

Искусствовед Алексей Аргун пишет в своей книге "Константин Ковач и абхазская песня" о том, что Дмитрий Гулиа и Кондрат Дзидзария помогали Ковачу готовить экспедиции в села. С большим теплом относился Дмитрий Гулиа к юному композитору, который с достоинством носил черкеску, очень подходившую ему.

"Как-то Константин Ковач зашел к Дмитрию Гулиа, одетый в абхазский национальный костюм – черкеску с белоснежными газырями, мягкие сапоги, богато орнаментированным ремнем с серебряным кинжалом, перетянувшим тонкую талию <…> Улыбаясь, Дмитрий Гулиа сказал: "Куаста, ты и впрямь вылитый абхаз! Кто тебя так одел, а?" Музыкант ответил: "Моя жизнь, как видите, связана с абхазскими селами, целыми днями в седле. Не могу же выглядеть неуклюжим ездоком в европейском костюме на абхазском скакуне!" — рассказывает в книге Алексей Аргун.

Первый директор музыкального техникума К.В. Ковач. 1930-1937.
© Фото : предоставлено Сухумским музыкальным училищем
Первый директор музыкального техникума К.В. Ковач. 1930-1937.

Константин Ковач составил основополагающий сборник по музыкальной фольклористике Абхазии "101 песня".

"Ковач проникся большой любовью к Абхазии. У него сразу было понимание, что абхазская песня – это уникальный пласт мировой культуры, который ни в коем случае нельзя растерять. Он не только создал абхазскую музыкальную фольклористику, но и стал основоположником абхазской профессиональной музыкальной школы", — отметила музыковед Асида Царгуш. 

Дружба Ковача с Нестором Лакоба оказалась продуктивной, продолжила она.

"Нестор хотел, чтобы абхазские дети изучали западно-европейскую классическую музыку, играли на европейских инструментах. При нем произошел мощный подъем во всех сферах, так как он понимал, что это надо делать несмотря ни на что – на отсутствие кадров, технической составляющей, несмотря на то, что ничего не было".

Константин Ковач разработал учебные планы, структуру училища, сумел заинтересовать музыкантов в Москве.  Выпускники Московской и Петербургской консерваторий, теоретики, хоровики, вокалисты, пианисты, скрипачи приехали в Абхазию. Осенью 1930 года в Сухуме открылся музыкальный техникум. Возглавил его Ковач.

"Заработало несколько факультетов: вокальное, фортепианное, дирижерское (инструкторское называлось раньше). И тут же он создал этнографический сектор, понимая важность сохранения национальной традиции. Здесь функционировали и народные хоры, и оркестр народных инструментов. Кроме того, заработала секция, которая продолжала то, что он начал – записывала народные песни", — рассказала Царгуш.

 Симфонический оркестр. Руководитель К.В. Ковач
© Фото : предоставлено Сухумским музыкальным училищем
Симфонический оркестр. Руководитель К.В. Ковач

Техникум стал музыкальным центром города. Симфонический и камерный оркестры, созданные на его базе, участвовали во всех городских мероприятиях и в смотрах в Москве. В них играли и педагоги, и лучшие ученики, и выпускники техникума.

При техникуме по инициативе Ковача был создан интернат для одаренных детей. 

"В селах он видел, у скольких детей нет доступа к городу. Им было негде оставаться, родители неохотно отпускали детей. Многие наши композиторы, дирижеры — выходцы из сел, и они прошли через этот интернат, жили и учились здесь", — обратила внимание музыковед.

Константин Ковач покинул Абхазию в 1937 году, но не по собственной воле. Как рассказала Царгуш, на Ковача составили донос и сделали предупреждение. К этому времени уже был смертельно отравлен Нестор Лакоба. Не покинул бы Ковач Абхазию, он был бы репрессирован, как и Кондрат Дзидзария, его ближайший друг.


Теги:
музыка, культура, фольклор, Абхазия


Главные темы

Орбита Sputnik