Владимир Евсеев, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ
Новые угрозы безопасности
После присоединения к России Крыма однополярный мир рухнул окончательно, многополярный – еще не сложился: США пытаются доказать в мировом сообществе свое лидерство. В этот период не только обостряются существующие угрозы, но и появляются новые. Среди них следует выделить исламский радикализм, закономерным этапом развития которого стало Исламское государство.
Справиться с этой угрозой можно только сообща, но Запад к этому не готов. Там по-прежнему верят во всемогущество США и их способность управлять миром на основе как использования грубой силы, так и политики односторонних финансово-экономических санкций. Такой американский подход реализуется и на региональном уровне, что проявляется в политике их многочисленных союзников и партнеров. Его воплощением стала, например, авантюристическая политика президента Грузии Михаила Саакашвили, что привело к трагическим событиям в Южной Осетии в августе 2008 г.
Последняя победа на местных выборах коалиции "Грузинская мечта" во многом была обусловлена страхом населения перед возможным возвращением к власти грузинских националистов. В перспективе подобного исключать нельзя в виде появления нового варианта президента Михаила Саакашвили. В условиях укрепления отношения с НАТО это будет способствовать возрождению грузинского военного потенциала. Такое в период очередного ухудшения российско-американских отношений может подтолкнуть Тбилиси к попытке силового присоединения к собственной территории Абхазии и Южной Осетии. Поэтому для указанных государств военная угроза со стороны Грузии по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Преимущества контрактно-призывной армии
Несомненно, что Республика Абхазия как суверенное государство должна иметь национальную армию, способную защитить население от внешней агрессии со стороны Грузии. Однако, учитывая серьезное различие военных потенциалов, обеспечение такой безопасности возможно только при соответствующей российской поддержке, что и реализуется в мирное время размещением на абхазской территории 7-й военной базы РФ. В неспокойный период или при начале вооруженного конфликта численность российских и абхазских военнослужащих будет существенно увеличена как за счет переброски войск Южного военного округа, так и мобилизации населения республики. В таких условиях потребуется вести боевые действия совместно. Однако, как будет показано далее, пока к этому абхазская армия в полном объеме не готова.
Во-первых, численность армии Республики Абхазия составляет менее 1,5 тыс. военнослужащих, в основном солдат срочной службы. Этого явно недостаточно для обороны всей территории республики. Учитывая нынешние и перспективные угрозы, численность абхазской армии целесообразно увеличить до 3 тыс. военнослужащих.
Во-вторых, опыт армии Нагорно-Карабаха наглядно показывает преимущества контрактно-призывной над призывной армией. Там солдаты-контрактники несут службу в наиболее тяжелых, например, горных условиях, или выполняют работу, требующую специальной подготовки. Причем солдаты-призывники готовятся не менее 6 месяцев в учебном полку.
При финансовой поддержке со стороны России такой подход вполне может быть реализован в абхазской армии, в штате которой желательно иметь порядка 50% военнослужащих контрактной службы. Это позволит сформировать не менее трех батальонных тактических групп постоянной готовности, а также рассмотреть вопрос о восстановлении горного батальона и батальона морской пехоты на основе контрактного принципа комплектования.
В-третьих, сейчас при организации обороны Республики Абхазия основное внимание уделяется мобилизационному развертыванию армии в составе некоторого количества бригад. Как заявил в конце августа 2012 г. министр обороны Мираб Кишмария, «основной военной силой у нас в случае военного конфликта будут резервисты. По плану мобготовности, уже через два часа во всех округах будут развернуты бригады и полки, люди получат оружие и технику, а через час будут готовы прийти на помощь регулярным войскам».
Однако на практике это будет сделать крайне трудно ввиду, в том числе, редкого проведения реальных учений по мобилизационному развертыванию войск. Как правило, такие учения проводятся в форме командно-штабных учений.
Но самое главное состоит в том, что нынешние боевые действия характеризуются крайне высокой степенью быстротечности. В таких условиях грузинская армия не даст времени на мобилизацию, поэтому придется воевать российским военнослужащим и созданным батальонным тактическим группам абхазской армии. Именно они будут закрывать сухопутную 60-километровую границу на реке Ингур и препятствовать высадке грузинского десанта на побережье. Последнее способствовало успеху грузинской армии в начальный период войны 1992-1993 гг.
Для решения первой задачи в Гальском районе Абхазии, то есть в непосредственной близости от абхазско-грузинской границы, на инженерно-оборудованных оборонительных позициях размещен передовой российский батальон. А для исключения прорыва со стороны Кодорского ущелья там находится усиленная рота российской бригады.
Более трудно обеспечить защиту побережья Абхазии от высадки грузинского десанта. Для этого нужно создать пункт базирования военно-морского флота РФ в порту Очамчира. Сейчас там дислоцируются только сторожевые катера береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
Этот небольшой порт способен принимать корабли длиной до 85 м. Максимальная глубина фарватера ранее составляла 12 м, потом она уменьшилась до 5 м. Сейчас идет восстановление береговой инфраструктуры и очистка фарватера и акватории порта. В перспективе это позволит разместить в Очамчире на постоянной основе три-пять небольших военных кораблей Черноморского флота РФ класса малых ракетных либо малых противолодочных. В качестве альтернативы возможно там размещение одного-двух дивизионов ракетных катеров.
В-четвертых, техническое состояние абхазской армии остается достаточно низким. Так, на вооружении стоят 50 танков Т-55 и всего 9 танков Т-72 (менее танковой роты). Даже при высоком уровне их выхода из парков реальный боевой потенциал единственного танкового батальона будет невелик. Причина этого состоит в моральном и физическом старении вооружений и боевой техники. Помимо этого, такие танков требуют более частого ремонта в полевых условиях, что делает необходимым создание мобильных (передвижных) мастерских.
Подобное наблюдается и в отношении другой бронетанковой техники. По имеющимся данным, абхазская армия имеет 45 боевых машин пехоты БМП-1 и 25 БМП-2, а также 26 бронетранспортеров (в основном БРДМ-2). Эта бронетехника может укрыть менее 1 тыс. военнослужащих. Следовательно, бригады мобилизационного развертывания вообще не укомплектованы бронетехникой. Они представляют собой не мотострелковые, а пехотные бригады. При их введении в бой неизбежна высокая гибель личного состава, что будет только усугубляться низкой слаженностью подразделением абхазской армии.
В отношении минометов и артиллерийских систем можно заметить, что национальные вооруженные силы (ВС) имеют 23 реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град», которые перестали производить в 1988 г. Помимо этого, на вооружении стоят 95 орудий и минометов, включая небольшое число самоходных артиллерийских орудий. Это затрудняет формирование батальонных тактических групп.
Авиация абхазской армии представлена 5 учебно-боевыми дозвуковыми самолетами Л-39, производство которых было прекращено в 1999 г., и 3 условно транспортными самолетами Ан-2. Их нынешнее техническое состояние внушает серьезные опасения. Несколько лучше наблюдается ситуация с вертолетным парком. В наличии сейчас имеется по два военно-транспортных вертолета Ми-8 и Ми-17, а также два боевых вертолета Ми-24П.
Абхазская армия имеет только войсковую систему противовоздушной обороны с высотой перехвата воздушных целей не выше 4 км, что явно недостаточно для эффективной защиты войск.
Военно-морские силы Абхазии представлены катерами советского производства. Многие из них подлежат ремонту, что серьезно ограничивает их возможность выхода в море. Отсутствуют и десантные средства, способные высаживать морскую пехоту на необорудованное побережье.
В качестве еще одной проблемы абхазской армии следует выделить отсутствие у нее современных средств связи, способных обеспечивать уверенный прием в горно-лесистой местности при радиопротиводействии со стороны противника. Это будет значительно затруднять управление войсками в боевых условиях.
Качественно лучше вооружена 7-я российская военная база, размещенная на территории Гудаутского и Очамчирского районов Республики Абхазия. Оно включает танковый батальон в составе 41 танка Т-90А выпуска 2008 г., 150 бронетранспортеров БТР-80 (сейчас идет перевооружение на более современные БТР-82АМ с усиленным вооружением), два дивизиона 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация» и дивизион 300-мм тяжелых реактивных систем залпового огня 9К58 «Смерч».
Противовоздушную оборону (ПВО) российской военной базы обеспечивает полк зенитных ракетных комплексов дальнего радиуса действия С-300ПС, способных обеспечивать защиту наиболее важных районов республики. На вооружении имеются и комплексы войсковой ПВО: «Оса-АКМ», ЗСУ-23-4 «Шилка» и 2С6М «Тунгуска». При этом для обнаружения воздушных целей используются современные радиолокационные станции мобильного базирования.
В-пятых, совместные российско-абхазские учения проводятся достаточно редко и только на батальонном уровне. Хотя боевые действия планируется вести на уровне бригад. В последний раз такие совместные батальонно-тактические учения состоялись в сентябре 2011 г.
Контур безопасности России и Абхазии
В рамках подготовки нового российско-абхазского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи возможно создание новых контуров региональной безопасности, что уже на первом этапе предполагает четкое разделение функции в сфере военной безопасности. В частности, России целесообразно полностью взять на себя авиационное обеспечение совместной группировки войск, прикрытие Абхазии с моря надводными кораблями и подводными лодками Черноморского флота, а также обеспечение противовоздушной обороны наиболее важных районов и объектов республики.
Абхазская армия, со своей стороны, вполне может оказать содействие 7-й военной базе РФ в прикрытии сухопутной абхазско-грузинской границы и обороне побережья республики. При необходимости абхазская армия способна значительно усилить потенциал совместной группировки войск за счет своего мобилизационного развертывания. Однако в реальности резервисты не имеют тяжелых вооружений в виде бронетанковой техники, минометов, ствольной и реактивной артиллерии. По-видимому, Россия могла бы оказать содействие в решении этой проблемы.
На втором этапе создания совместной группировки войск следует сформировать единое командование из российских и абхазских военнослужащих. Они должна нести круглосуточное дежурство на защищенном командном пункте, оборудованным современными средствами управления и связи. Создание такого основного и запасного пунктов военного управления является жизненно необходимым для устойчивого управления войсками в угрожаемый период.
В условиях мирного и военного времени функции единого командования должны быть четко регламентированы. Так, команду на перехват самолета (беспилотного летательного аппарата) – нарушителя государственной границы единое командование может принять самостоятельно, лишь уведомив органы военного руководства Российской Федерации и политического руководства Республики Абхазия. Такой порядок действий обусловлен жесткими временными ограничениями на принятие указанного решения.
Аналогично единое командование может действовать в случае воинских происшествий, различного рода аварий, пожаров и других событий локального масштаба. При этом должны незамедлительно оповещаться соответствующие службы Абхазии с целью минимизации полученного ущерба как для воинских коллективов, так и местного населения.
При возникновении стихийных бедствий единое командование может выполнять функции управления только на начальном этапе, то есть до формирования соответствующих штабов. После этого оно оказывает лишь содействие в ликвидации последствий таких бедствий.
Наиболее важная работа единого командования начнется при переводе войск в высшие степени боевой готовности. Каждый этап такой деятельности должен быть жестко регламентирован. При этом очевидно, что, например, решение о проведении на территории Абхазии военной мобилизации должно приниматься только на уровне Президента республики.
Третий этап создания совместной группировки войск предполагает реформирование абхазской армии и ее техническое переоснащение российскими образцами вооружений и военной техники. Даже в лучшем случае он может продлиться от трех до пяти лет, что включает не только изменение оргштатной структуры ее подразделений и получение современных вооружений, но и обучение личного состава и отработку слаженности боевых действий.
Для реализации этого этапа целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении соответствующих финансовых средств со стороны РФ, а также выделения вооружений из резерва Минобороны России. В дальнейшем, по мере экономического укрепления республики, Сухум мог бы все больше самостоятельно финансировать текущую деятельность национальной армии.
Таким образом, складывающаяся международная обстановка меняет контуры региональной безопасности. В таких условиях России и Абхазии целесообразно иметь совместную группировку войск, использующую однотипные вооружения и средства связи, единые каналы боевого управления, а также совместимые системы тылового обеспечения. И такая задача является вполне достижимой.
Кроме того, требуется четко разделить функции российских и абхазских войск, сформировать единое командование, а также реформировать абхазскую армию. Конечно все это требует времени и выделения значительных ресурсов. Но это лишит Грузию даже потенциальной возможности установления контроля над абхазской территорией с помощью силы, что означает сохранение республики как независимого государства.