СУХУМ, 11 июн – Sputnik, Астанда Ардзинба. В 2004 году в 10-ой школе решением Министерства образования Абхазии открыли экспериментальный класс, суть его была в том, что детей, не владеющих абхазским языком, всего 30 человек, объединили в одну группу, рассказал в интервью корреспонденту Sputnik бывший директор 10-ой Горской школы Владимир Кетия.
"Тогда министром образования работала Тали Джопуа, она планировала ввести новую методику изучения родного языка в абхазской школе для детей, не знающих язык. Тем не менее эти планы не были претворены в жизнь, так как в результате смены власти министр образования сменился, в итоге, ни программы обучения, ни учебника мы не получили", — отметил Кетия.
Однако дети занимались, и учительница работала с ними по программе, которую она составляла сама по собственному усмотрению и при поддержке руководства школы и методобъединения учителей начальных классов, добавил Кетия.
"Педагог в пределах своих возможностей днем и ночью занималась с этим классом. Очень большую работу она провела. Это было очень сложно, без учебника и программы. Кроме того, класс большой, 30 человек. Надо было делить класс, хотя бы пополам. А у нас помещений не было в школе", — сказал Владимир Кетия.
Он предположил, что на результате обучения сказалось и то, что в экспериментальном классе сменялись учителя.
"Первая учительница работала с детьми до третьего класса, потом заболела и ушла. Завершил обучение в начальной школе уже новый педагог, а в пятом классе классным руководителем этих детей стала учительница абхазского языка. Мы специально ее назначили, поскольку класс был слабый по родному языку", — отметил Кетия.
По его мнению, сказалось также, что в школе до сих пор нет лингафонного кабинета. Кроме того, родители не разговаривают с детьми на родном языке дома, что важно учитывать, подчеркнул Кетия.
"Экспериментальный класс, созданный именно из числа не знающих родного языка, — хороший вариант. Но сначала надо подготовить программу, учебник и учителя, а также разделить детей на группы и создать лингафонный кабинет. Тогда это получится", — отметил он.
По мнению Кетия, нельзя лишать кого-либо права поступать в абхазскую школу, даже если он не знает языка. Возможно, следует создать подготовительный класс обучения родному языку для дошкольников, предположил он.
Экзамен по абхазской литературе проходил в Сухумской Горской школе №10 имени Нестора Лакоба 6-7 июня. На экзамене присутствовал министр образования и науки республики Адгур Какоба. Из 21-го ученика неудовлетворительные оценки получили 15. Они будут пересдавать экзамен в августе.