Нателла Акаба, Sputnik
Люди старшего поколения, вероятно, еще помнят, что один из лозунгов советского периода призывал "стереть грань между городом и деревней". Имелось в виду социальное преобразование села, то есть строительство детских дошкольных учреждений и клубов, открытие предприятий торгового и бытового обслуживания, благоустройство школ, улучшение медицинского обслуживания сельского населения.
Конечно, вряд ли сегодня кто-то станет утверждать, что за годы коммунистического правления удалось претворить в жизнь все эти планы. Также переход от планового социалистического хозяйства к экономике свободного рынка, совпавший для Абхазии по времени с грузинской агрессией, нанес сокрушительный удар по экономике некогда относительно благополучной субтропической республики. Последовавшая за этим блокада особенно негативно сказалась на аграрной сфере, и сегодня в Абхазии трудно найти село, которое не затронул бы глубокий кризис. После окончания войны разрушенная инфраструктура села практически не развивалась, а значительная часть земельных ресурсов была выведена из сельхозоборота.
Растущий разрыв между городом и селом по уровню материального благосостояния приводит к неуклонному росту миграции сельского населения в города, и особенно это касается молодежи, которая предпочитает переселяться в город в поисках лучшей жизни и возможности для самореализации, а в селе остаются пожилые родители. Отток молодежи из села еще более усугубляет негативные тенденции.
Нужны решительные меры
Чтобы реанимировать сельское хозяйство, являющееся, по мнению большинства экспертов, одной из наиболее перспективных сфер экономики Абхазии, предпринимается ряд шагов. Так, Распоряжением Кабинета Министров создана специальная рабочая группа, занимающаяся разработкой Стратегии социально-экономического развития Абхазии до 2025 года. В ходе проведенного по ее инициативе социологического опроса выяснилось, что сельские жители более всего озабочены следующими проблемами: безработицей, трудностями с реализацией произведенной продукции, острой нехваткой сельхозтехники, а также неразвитостью социальной инфраструктуры.
Со своей стороны члены рабочей группы видят и другие упущения, например, в сельской местности не ведется учет занятости населения, работающего в аграрном секторе, что приводит к неопределенности правового статуса крестьян. На практике это означает, что люди, работающие в личных подсобных или арендованных хозяйствах, попадают в разряд безработных, хотя реально таковыми не являются. В этой связи эксперты считают необходимым наладить учет всех лиц, занятых предпринимательской деятельностью в частном секторе на селе. Юридический статус крестьян должен быть четко определен, что позволит этим людям пользоваться социальной поддержкой со стороны государства.
Какая именно поддержка нужна?
Есть мнение, что подъема сельского хозяйства можно добиться благодаря исключительно значительным денежным вливаниям. Действительно, поддержка необходима, и ни в одной стране мира аграрная сфера без нее не обходится. Но главный вопрос: в чем должна состоять эта помощь?
Министр сельского хозяйства Тимур Эшба видит ее так: "Когда у нас будут средства, мы будем принимать заявки от людей, желающих заняться реализацией тех или иных проектов, комиссия будет рассматривать и принимать решение. Мы будем приобретать все необходимое для выполнения проектов, а не давать наличные деньги на руки. Человек, который хочет что-то сделать, с удовольствием согласится на эти условия".
Эксперт Хатуна Шат-Ипа полагает, что надо предложить крестьянам различные программы по развитию фермерского хозяйства и кооперативов, а также упорядочить арендные отношения. По ее мнению, крестьянину в первую очередь нужна от государства информационно-консультативная помощь, чтобы лучше знать, как расширить свое хозяйство, заключать договоры, проводить исследования, какие культуры стоит возделывать на экспорт, а какие для внутреннего рынка. И, по словам эксперта, это будет делаться в рамках упомянутой выше "Стратегии социально-экономического развития Абхазии". Торгово-промышленная палата Абхазии могла бы также помочь и часть этих функций взять на себя.
Проблемы с нехваткой сельскохозяйственной техники должна решить система лизинга. Кстати, закон "О лизинге" уже подготовлен.
Фермеры ищут встречи с покупателями
Как правило, на городских рынках за прилавками стоят перекупщики. Крестьяне нередко жалуются, что доступ на рынок для них практически закрыт: там уже давно все места заняты. Крестьяне рассказывают, что приехав на рынок со своим товаром, они встречают там перекупщиков, которые прямо у автобуса настойчиво предлагают им намного более низкую цену, чем товар стоит в реальности. По словам сельских жителей, некоторые крестьяне соглашаются, так как хотят быстро сдать свой товар и уйти. Но есть и такие, кто хочет самостоятельно продать свою продукцию. И вот для этой категории сельчан можно было бы организовать на рынке специальные места, куда не будут допущены перекупщики. Возможны и другие пути для решения проблемы реализации сельхозпродукции: ввести в практику "ярмарки выходного дня" специально для того, чтобы покупатели могли встретиться непосредственно с производителями.
Есть и другие идеи. Как выразилась одна из фермерш: "Была бы какая-нибудь организация, куда можно было бы сдать наши овощи и фрукты. Например, я лично выбросила 2 тонны апельсинов из своего сада, потому что не успела собрать, и мороз ударил". Со слов этой женщины, собирающей в год около 4 тонн апельсинов, если бы в селе был цех по изготовлению натуральных соков, она бы могла сдавать свои апельсины на переработку, и это решило бы многие ее проблемы, а потребитель получил бы натуральный сок. Вообще, о небольших перерабатывающих производствах в селах говорили многие опрошенные, и особенно эта идея популярна среди сельских женщин. Одни говорили, что готовы производить традиционное абхазское лакомство "аджунджух", другие - лепить вареники для продажи. Есть желающие выращивать цветы на продажу или работать в швейной мастерской в своем селе.
Такие небольшие сельские производства могли бы решить наиболее актуальные проблемы сельских поселений – занятости и реализации сельхозпродукции.
Село — хранилище традиционных ценностей
Надо признать, что жить в селе становится "непрестижно", и, к сожалению, этому способствуют современные СМИ, которые редко публикуют материалы, освещающие сегодняшнюю жизнь села, повседневный труд крестьян, их проблемы, а также успехи и достижения. В медийном пространстве все больше преобладает городская культура, ориентированная в основном на потребление и развлечение. И во всем этом прослеживается дефицит четко сформулированной государственной программы, направленной на развитие села.
Возможно, перечисленные выше проблемы в той или иной степени характерны и для некоторых других стран постсоветского пространства. Но надо иметь в виду, что для Абхазии упадок села несет с собой особые угрозы, причем угрозы самого разного характера. Очевидно, что от состояния села и аграрного комплекса в целом в значительной степени зависит не только продовольственная безопасность нашей страны, но и перспективы развития курортной сферы. Помимо этого, село имеет и иную, не менее важную функцию — хранилища социокультурных основ общества. Так сложилось, что этнокультура большинства народов, населяющих Абхазию, традиционно связана с селом. Сельской общине, как основе социума на Кавказе, всегда принадлежала особая роль, что обусловливало устойчивость и непрерывность этнической традиции. Сельская община была тем институтом, благодаря которому сохранялись такие яркие особенности кавказской культуры, как коллективизм, почитание старших, особая роль и статус представителей старшего поколения в семье и обществе. И теряя село, мы теряем многое из того, чем всегда гордились и чем особенно восхищались приезжавшие в Абхазию люди.
Есть еще и другие, не менее важные факторы. Село традиционно играло значительную роль в решении демографических проблем, поскольку многодетные семьи, как правило, были более характерны для сельской местности, чем для города. Кроме того, село также служило пространством для сохранения и обогащения родного языка. Хорошо известно, что оставаясь в своих "родовых гнездах", где жили их предки, люди имеют гораздо больше шансов сохранить свою культуру и язык, поскольку в городской среде процессы языковой и культурной ассимиляции происходят намного более интенсивно, чем в сельской местности. В этой связи уместно привести высказывание министра иностранных дел Абхазии, известного лингвиста Вячеслава Чирикба: "В условиях города абхазский язык функционально очень мало загружен. То есть, можно прожить без знания абхазского языка в абхазском городе всю жизнь, и он нигде не понадобится". Трудно не согласиться и со следующим утверждением Чирикба: "Абхазское село – самый надежный тыл абхазской нации, это и решение демографической проблемы, и сохранение языка, и сохранение духовной культуры, того, что мы называем апсуара".
С заботой о культуре и духовности
Было бы ошибкой сводить проблему возрождения села исключительно к привлечению инвестиций в аграрную отрасль. Не развивая социальную инфраструктуру, невозможно добиться прорыва в этом направлении, и ключевую роль должна сыграть сельская школа, несущая помимо образовательных функций, еще и функцию духовного и культурного центра села. Жизнь показала, что закрытие сельской школы и следующая за этим ликвидация рабочих мест (а безработица и так является самой острой социальной проблемой на селе), быстро приводят к умиранию села. Поэтому к вопросам укрупнения и преобразования сельских школ надо подходить очень продуманно, с учетом всех возможных последствий, хотя шаги по их реструктуризации предпринимать необходимо.
Открытие детских садов будет стимулировать семьи к тому, чтобы иметь больше детей, а сельские дети будут лучше подготовлены к началу школьной жизни.
Одновременно крайне важно всячески поощрять и поддерживать создание эффективных сельских хозяйств и предприятий, которые смогут обеспечить местных жителей рабочими местами и постоянным доходом. Возможно, в будущем стоило бы подумать и о программе кредитования и финансовой поддержки тех горожан, кто решит переселиться в село.
Существуют и проблемы иного рода: как выяснилось в ходе опроса, проведенного в ряде сельских общин восточной Абхазии, многие сельские жители жалуются на отсутствие культурной среды и возможности удовлетворять свои духовные потребности. Поездка в столицу и приобретение билета в театр или филармонию – все это сегодня многим не под силу. Мало где есть сельские клубы, да и сохранившиеся чаще всего бездействуют. Кружки художественной самодеятельности, театральные студии, центры детского творчества – к сожалению, все это осталось в советском прошлом, и культурной жизни на селе сегодня практически нет. А молодое поколение с удивлением выслушивает рассказы старших о том, как в советский период в сельских клубах, а то и прямо под открытым небом, в центре села нередко выступали ведущие артисты Абхазского драмтеатра, участники лучших танцевальных и хоровых коллективов республики.
Думается, необходимо предпринять действия для удовлетворения культурных потребностей сельских жителей, создать необходимые условия для выездов наших творческих коллективов в села, вдохнуть жизнь в сельские учреждения культуры. Ведь понятно, что без приобщения к культурной жизни человек не может удовлетворить свои потребности в положительных эмоциях. И поэтому воссоздание культурной среды в селах должно стать частью плана по возрождению сельской Абхазии.