Анжелика Бения, Sputnik
Родился Роман Сабуа в 1955 году в селе Хуап Гудаутского района. В 1976 году окончил Тбилисский театральный институт. После чего связал свою жизнь с Абхазским Государственным драматическим театром и уже больше 40 лет работает в нем.
Первый день войны
Вспоминая первые дни войны, Сабуа рассказал о своих самых ярких и трагических воспоминаниях.
"Война для всех началась в один миг. В тот день я находился в Гудауте на железнодорожном вокзале. Вдруг около часу дня дали сирену. Она звучала очень долго и однообразно, пронизывающе насквозь", – вспомнил Сабуа.
В тот день он приехал в Сухум, в Абхазский драматический театр, где встретил своих друзей. Вместе они решили пойти на Красный мост.
"Мы же по духу артисты. Сразу взяли и одели солдатские формы, которые были у нас в театре и пошли к Красному мосту. Тогда там произошла первая стычка в Сухуме. Когда мы подошли, наши ребята успели практические голыми руками взять грузинский танк, развернуть и поставить его против грузинской колонны. Это нас вдохновило", – сказал Сабуа.
На войне все воюют по-своему
Герой нашего проекта признался нам, что не любит вспоминать войну, потому что она у него ассоциируется с кровью, гибелью друзей и знакомых, с гибелью людей.
"На войне все воюют по-своему, ведут себя по-разному. Если он военный – по-военному, если артист, то соответственно, как артист. На фронте юмор наш не исчез. Наверное, сейчас мы столько не шутим, как шутили во время войны. В любой, даже в очень опасной ситуации мы шутили, возможно, это нам и сохраняло жизнь", – сказал Сабуа.
Один из таких случаев произошел с ним и его сослуживцами в начале войны. На сухумском повороте на Новый район лежали бетонные столбы, чтобы в эту часть города не попали грузинские танки. На том повороте и стояли с зажигательными смесями и трофейным оружием абхазские солдаты.
"У нас практически не было оружия. Я стоял с двустволкой. К нам подъехала грузинская БМП. Она встала от меня на расстоянии 30 метров. Я стою у бетонного барьера, ребята затаились. Вижу, как он дуло пушки опускает на меня. Я смотрел прямо в ствол. Не успел испугаться, не успел понять, что происходит. Будто в объектив смотрел и чего-то ждал", – сказал Сабуа.
Но танк уехал. После этого случая боевые товарищи Сабуа шутили над ним, что ему удалось остановить танк двустволкой.
Чуть позже небольшую группу, в которой был Романа Сабуа, отправили в нижнюю Эшеру охранять береговую зону.
"Была прекрасная лунная ночь, но вдруг непонятно откуда грузины начали обстреливать. Мы быстро вырыли по пояс окопы. Увидев, что эти снаряды лопаются над нами словно пузыри, на нас напал истерический смех. Мы думали, что грузинские снаряды не долетают до нас. Но когда к утру мы узнали, что это были игольчатые снаряды, и что мы чудом остались в живых, мы побледнели", – рассказывал Сабуа.
Всматриваться в прошлое больно
С Русланом Габлия Сабуа встретился в начале войны в Гудауте, когда солдат делили на взводы, роты, выдавали оружие. И позже они встретились с ним еще раз в Верхней Эшере, у Гумисты, где располагался батальон, которым командовал Мушни Хварцкия. По словам Сабуа, там собрались все работники культуры, певцы, музыканты, художники, артисты и создали свой отдельный взвод.
"Каждый старался не забыть на войне свою профессию. Дирижера Ивана Шамба мы, шутя, назначили нашим командиром. В свободное от войны время мы старались репетировать, петь, ездили на фронт с какими-то маленькими концертами", – рассказывал он.
День, когда был сделан рисунок, Сабуа помнит хорошо.
"Это было в июле 1993 года. Мы сидели на берегу реки Гумиста. Был солнечный день, и даже не подозревали, что грузины нас видят. Все-таки мы мирные люди, мы забывали про все это, шутили, громко пели, смеялись. Мой портрет создавался быстро. Сразу после того как Руслан завершил работу, нас начали обстреливать из миномета. Слава богу, там из наших ребят никто не пострадал", – делился своими воспоминаниями он.
По мнению Сабуа, его портрет получился удачно. По его словам, художник Руслан Габлия передал настроение и характер.
"В рисунке видно настроение и не только. Тогда я был молод и уверен в себе, думал о будущем. Сейчас всматриваться в прошлое больно, вглядываться в будущее страшно, раньше было по-другому", – отметил он.
Роман Сабуа рассказывал о многих курьезных ситуациях, в которых оказывались он и его боевые товарищи. Одна из таких ситуаций, произошла с ним, когда у него в руках оказалась "игла".
"У нас с певцом Рудиком Хагба была игла, нам ее отдали, чтобы сбить вражеский самолет. Долго пытались понять, как она работает. Тут сообщают по рации, что из ущелья к нам вылетает вражеский самолет-истребитель. Мы приготовились, взвели, сидим, ждем, не успели глазом моргнуть, как он пролетел над нами. Я это к тому, что неподготовленность к войне создавала такие нелепые ситуации", – сказал Сабуа.
Во время войны Роман Сабуа не получил ранений. Но, как говорит он, бывали такие ситуации, после которых он не понимал, как он остался в живых.
"В начале войны Сухум облетали вражеские крокодилы-вертолеты, ракетами и автоматами с воздуха обстреливали мирных жителей. Они знали, что у нас не было оружия, они обстреливали и улетали. Что-то взорвалось передо мной, сзади меня стоял молодой парень, между нами 3-4 метра, снаряд ему снес голову, так бывает, видимо, на войне", – приостановил свой рассказ Сабуа.
День Победы
"Мы не хотели покидать фронт. Нас, артистов театра, там было немало. Нас не раз отзывали, но мы сбегали. Третий раз нам сказали, что это приказ самого Владислава Ардзинба и что это политически необходимо. Что мы должны были поехать на гастроли в Москву, в Питер, на Северный Кавказ", – сказал он.
Когда в 1993 году началось наступление, труппа Абхазского драматического театра находилась уже в Москве.
"Мы только приехали, и нам сообщили, что за час до нашего приезда началось наступление. Пока мы были в Москве, освободили Сухум, пока были в Питере, наши дошли до границы. С одной стороны, было досадно, что мы не оказались в этот момент здесь, с другой стороны, люди были удивлены тому, что такой маленький народ способен, освобождая свою маленькую республику, организовывать еще и гастроли", – сказал Сабуа.
Возвращение Домой
Через неделю после победы труппа вернулась в Сухум, в свой Дом, так называет Роман Сабуа Абхазский государственный драматический театр.
"Наш Дом находился в ужасном состоянии, на люстре висели солдатские сапоги, его превратили в казарму. Бурки, папахи, все ценное было испорчено, украдено", – с грустью вспоминал он.
Но в скором времени силами артистов театр был восстановлен.
"Война научила меня больше ценить жизнь и не только свою. Я больше стал ценить мир. Когда он есть, не задумываешься о его значимости, но когда ты теряешь почву под ногами, не знаешь, что будет с твой родиной, народом, и выйдешь ли из войны — это трагедия. Так приятно, когда мирно, когда нет выстрелов", – с улыбкой произнес герой нашего проекта Роман Сабуа.
Сабуа сказал нам, что ему больше удается комедийный жанр. По его словам, комедия и юмор — это то, что не давало пасть духом и спасало жизни.