Евгений Шабаев, Sputnik
Как бывший участник боевых действий на Кавказе (Дагестан, Чечня), я с особым чувством и вниманием отношусь ко всему, что происходит сегодня в республиках и в новых независимых странах Северного Кавказа и Закавказья и так или иначе связано с обеспечением в этом регионе мира между народами и безопасности людей.
Особенно небезынтересна мне ситуация в Республике Абхазия, которая, как я считаю, является образцом того, как нужно выстраивать отношения с политически и культурно близкими государствами-партнерами.
С моей точки зрения, у России нет более близкого, давнего и надежного союзника, чем Абхазия, к югу от ее границ. И с другой стороны, уверен, что российский народ всегда был, есть и будет истинным другом абхазского народа.
Наша близость не только ментальная, человеческая, православная, но и геополитическая. Так что от единства и соратничества наших стран зависит мирное развитие всего Черноморско-Кавказского региона. Но сегодня это единство и наша способность к добрососедству вновь испытываются на прочность теми, кого не устраивает чужая свобода.
Россия и Абхазия – страны разного масштаба, но суверенность Абхазии бесит США и их прислужников не меньше, чем суверенность России. Как смеет маленькая Абхазия свое мнение иметь? Как смеет она дружить с Россией, не прогибающейся под США, которая считает себя властелином мира? Как смеет абхазский народ – в отличие от народа грузинского или украинского – не хотеть в Евросоюз и НАТО?
Эти вопросы реальны. Именно такое отношение культивируется в западном политическом бомонде к Абхазии и другим суверенным государствам постсоветского пространства. Потому и не признаются они западными государствами. И лично у меня нет никаких сомнений в том, что на Западе сегодня немало желающих подчинить и проглотить Абхазию так, как это произошло с православными Греции, Болгарии, Грузии и Украины и происходит сегодня с православными же Молдавии, Черногории, Македонии и Сербии.
С точки зрения стратегов глобализации мира по-американски, православные государства могут существовать только в двух качествах — врага или "шестерки" Запада. И лично я постоянно сталкиваюсь с такой позицией на зарубежных форумах и в общении с посольскими работниками, экспертами и политиками из западно-европейских стран и США.
Между прочим, для того, чтобы завоевать какую-то страну, не обязательно это делать военным путем. В распоряжении Запада имеется целый арсенал средств принуждения к подчинению. Когда-то такая политика называлась у них "мягкой силой", сегодня еще хитрее – "умной силой". И предполагает такая политика включение целого арсенала средств: подкупа, обмана, шантажа и т.п.
Для включения в свою орбиту Грузии, Украины, Белоруссии, Армении и многих других постсоветских стран западные политики придумали проект "Восточное партнерство", через вовлечение в который они постепенно выстраивают такую систему зависимостей, от которых страны – "партнеры" уже затем не в силах отказаться.
Для тех стран, где возможно усиление не европейского, а, напротив, азиатского влияния (Казахстан, Киргизия, Азербайджан и т.п.) тоже придумана своя тактика – постепенная исламизация, которая ведет к упразднению в названых государствах органичных идентичностей и перекодировке ценностей.
Исламизация – в её радикальном варианте – позволяет дестабилизировать политическую ситуацию в названных странах, минимизировать светские традиции, а также привычные технологии добрососедства, нивелировать влияние таких структур, как СНГ, ЕАЭС или ОДКБ и, тем самым, подчинить сознание (особенно это касается молодежи) новым радикальным психотехникам.
Внедрение новых радикально-маргинальных представлений о мире позволяет легко манипулировать обработанной массой, превращая её в мясо для различных квазиреволюций, целью которых становится уничтожение неугодных политиков, а также традиционных государств и культур.
Абхазия здесь стоит особняком. С одной стороны, она – православная и европейская по своему мироощущению страна. С другой – в ней нарастает исламизация через активизацию различных проектов, реализуемых различными зарубежными структурами.
В ситуации, если бы Россия и Турция достигли взаимопонимания и партнерства в рамках евразийского проекта (как это хотело руководство РФ и Евразийского Экономического Союза), Абхазия могла бы стать одним и важнейших мостиков между этими державами. Но западным спецслужбам удалось разрушить нарастающее сотрудничество России и Турции. Они убедили или подтолкнули Турцию к провокации против России, тем самым заложив мину в Черноморско-Кавказский регион.
Сегодня я вижу, что и в России, и в Абхазии искусственно активизированы различные НКО, которые все активнее продвигают западную или турецко-исламистскую точку зрения на ситуацию в Абхазии. В частности, некоторыми из них проводится мысль, что от присутствия в Абхазии российских предпринимателей и военных нет никакого толку, зато Турция "вкладывает" в Абхазию инвестиции, развивает бизнес и т.п.
Отмечается, в частности, что в 2015 году примерно половина внешней торговли Абхазии пришлось на Турцию, и большая часть гостиничного бизнеса уже также в руках турецких бизнесменов. Что "благодаря грамотной дипломатии" Анкаре удалось добиться у Тбилиси разрешения на проходы турецких судов в порты Абхазии. И что это якобы залог выживания небогатой республики.
Да, в Абхазии становится все больше выходцев из Турции, но каковы будут последствия прихода в Республику турецких торговцев в сравнении с приходом в Абхазию крупного российского бизнеса, вкладывающего деньги преимущественно в развитие производства и в социальную инфраструктуру?
Разве можно сравнивать те 5 млрд. рублей, которые гарантированно придут в Республику Абхазия из России в соответствии с Договором о стратегическом партнерстве, с теми лавками и отелями, которые открывают в Абхазии торговцы из Турции – и не для того, чтобы развивать Абхазию, а для личного заработка и вытеснения из, например, туристического бизнеса самих абхазов?
Но вернусь к проблеме безопасности Республики Абхазия и южных границ России. Очевидно, что Черное море из пространства дружбы за последние несколько лет превратилось в пространство холодной войны, способной в любой момент перерасти в войну горячую.
В такой ситуации Россия и Абхазия просто обязаны быть вместе. Наши страны должны выстроить современную и эффективную систему безопасности, способную дать отпор любому противнику – и НАТО, и международному терроризму, и разного рода провокациям со стороны соседей, ищущих на свою голову приключений.
Ключ к такой системе – формирование Объединенной группировки войск (ОГВ) Абхазии и России, оснащенной по последнему слову техники, обученной передовым средствам и способам ведения современной войны.
Полагаю, что такая группировка должна сочетать в себе способность не только отразить агрессию со стороны глобального противника (то есть любой страны НАТО), но и противостоять развязыванию на территории Республики террористических действий.
Мы в России (в СССР), всегда понимали, что Великая Отечественная война была не последней войной в российской истории. И, стремясь с миру, наша страна всегда готовилась к новым войнам – к достойному отпору новым и новым противникам. И та война, из которой более двадцати лет назад с честью вышла Абхазия, победив агрессора – тоже не последняя.
Стремясь к миру и помня о героях, мы снова и снова должны быть готовы защищать свой суверенитет – потому, что суверенность в нынешнем мире – красная тряпка для тех, кто ориентируется не на свободу, а на деньги и утилитарную выгоду.
Россия и Абхазия должны стать главным фактором мира в Черноморско-Кавказском регионе. А для этого нужно сделать все возможное по укреплению обороноспособности страны – от современных военных городков и укреплений, средств коммуникаций и надежного офицерского корпуса.
Способность и готовность Вооруженных сил Абхазии оказать сопротивление новым попыткам агрессии – предмет пристального внимания специальных служб, расположенных в военно-учебных центрах НАТО на территории Грузии. Сегодня к этим наблюдателям присоединились аналогичные центры, расположенные к югу от Абхазии. И это руководство РА не может не учитывать в разработке своей военной доктрины.